Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.
Логопедия
Автор: Бочкарева Ирина Валерьевна   
08.07.2015 21:17

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.

Учитель-логопед Бочкарева И.В.

Российская модель современного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.

В настоящее время контингент воспитывающихся в детском доме достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особен­но это заметно у детей младшего школьного возраста. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нару­шения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограниче­ния в их социализации.

 

За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи-III уровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р. Е. Левина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

В начале учебного года все воспитанники детского дома проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.

Но решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутри личностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимо­действие с социальной средой, снижена способность адекватного реагиро­вания на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспи­тания и обучения данной категории детей.

В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речи в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются основные логопедические задачи:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей.

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функ­ций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирова­ние коммуникативных способностей, развитие основных психических про­цессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состо­яний с природными и обществен­ными явлениями, оценка собствен­ных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.

Одним из ведущих направленийв работе учителя — логопеда является просвещение воспитателей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет воспитателям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи детей.

Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями. Учителем-логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Учителя используют их на различных этапах уроков, применяют при организации динамических пауз и физминуток.

Важным направлением в работе является сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда)
  • активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных воз­можностей детей с нарушением ре­чевого развития во внеурочной деятельности

- осознание ре­бенком своего социального статуса и освоение основных способов соци­ального взаимодействия.

Воспитателем группы применяются методы педагогического сопровождения воспитанников с нарушением речевого развития, направленные на ак­тивизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личност­ных особенностей, специфика кото­рых негативно отражается на про­цессе адаптации данной категории детей.

Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности. Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.

Воспитатель совместно с учителем- логопедом планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время таким детям предлагаются индивидуальные карточки по развитию речи и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. В режиме работы группы дети посещают театральный кружок. Театральные занятия поддерживают речевое общение, побуждают внимательно слушать других. Дети с речевыми нарушениями наравне со всеми участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, пишут стихи.

Проводятся внеклассные мероприятия в форме игр-путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых занятий, которые помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе. На таких мероприятиях, как «Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука» и т. д.

С воспитанниками детского дома осуществляется проект по иллюстрациям сказок Ю.Васнецова.

Цель данного проекта формирование связной последовательной речи и развитие интереса к книге с помощью книжной графики Ю. Васнецова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: — познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова через иллюстрации к русским народным сказкам, к потешкам, и авторским сказкам.

  • закреплять умение пересказывать сказки, совершенствовать интонационную выразительность речи
  • учить внимательно слушать загадки и отгадывать их
  • закреплять представления о книжной графике, о творчестве художника-иллюстратора русских народных сказок Ю. А. Васнецова
  • развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение
  • совершенствовать мелкую и общую моторику
  • воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству.

В данном проекте проводится чтение детям русских народных песенок и потешек, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым, «Конь», «Мыши», «Коза-хлопота», «Петушок», «Сорока-белобока», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Как на тоненький ледок», «Ладушки», «Гуси», «Заинька, выйди в сад», «Скок-поскок»; Знакомство со средствами выразительности рисунка: О том, как Ю. Васнецов животных рисовал; Дидактические игры; лепка: «Красивая лошадка»; рисование: «Заячья избушка», «Теремок»; инсценировка сказки «Заячьи слёзы», «Теремок».

В завершении проекта провели диагностику, которая показала уровень развития сюжетных композиций в рисунках детей. Результат детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации – 6, на среднем уровне находятся 3 человека и 1 ребенок имеет низкий уровень. Проанализировав ответы детей можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени поняли содержание иллюстраций, соответственно тексту произведения.

Участвуя в данном проекте дети с речевыми нарушениями становятся активными участниками. А на подготовительном этапе этих мероприятий им оказывалось логопедическое сопровождение: контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи.

Практические результаты подобной совместной работы учителей, логопеда и воспитателей дают положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В нашем детском доме из 26 воспитанников, зачисленных в логопедические группы в 2013-2014 учебном году, у 70% обучающихся были устранены проблемы устной речи к концу учебного года. Остальные обучающиеся продолжают коррекционные занятия.

В ходе педагогического сопровождения у детей с нарушени­ями речи происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личност­ных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

Список литературы

  1. Грачева И.А., МаландинаС. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010. -№4. — с. 58-65
  2. Данилюк Л.А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед. — 2010. -№3. — с. 105-109
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005
  4. Касаткина П.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. — Волгоград, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год