Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда – важная составляющая коррекционно-развивающего процесса»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Милюхина Светлана Леонидовна Водолазова Светлана Ивановна Куртиякова Оксана Васильевна   
11.09.2025 11:21

«Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда – важная составляющая коррекционно-развивающего процесса»«Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда – важная составляющая коррекционно-развивающего процесса»

Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателя очень важное направление деятельности в работе с детьми с ОВЗ. Оно направлено на совместное решение коррекционных задач по организации деятельности детей компенсирующей группы. От слаженной совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого ребенка в группе, что повлияет на развитие ребенка в целом и успешному школьному обучению. В условиях организации работы в детском саду очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: логопедом, психологом, дефектологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.

Для плодотворной реализации задач по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателей особенно важны в группе компенсирующей направленности.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.).

В своей работе используем различные формы работы специалистов: консультации, семинары — практикумы, круглые столы, Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

 

Логопед постоянно информирует педагогов о том, какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять речь детей, с целью автоматизации уже поставленных звуков в речи.

В каждом ДОУ, в каждой группе есть свои нюансы взаимодействия специалистов. В нашей группе отличительной особенностью работы воспитателя в тандеме с учителем-логопедом является:

  1. Ознакомление воспитателей с результатами обследования детей в начале учебного года. В свою очередь воспитатели сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит мониторинг общего развития.
  2. Составление комплексно – тематического планирования работы осуществляется совместно с учителем-логопедом, с использованием программы воспитания, событийного календаря, который принят в ДОУ.
  3. Создание воспитателями предметно-развивающей и речевой среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Так, во свободное время, воспитатели предлагают детям складывать мозаику, фигуры из палочек, ниток, геометрических форм; тренироваться в застегивании и расстегивании одежды на пуговицах, завязывании и развязывании шнурков, а также собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера и т. д. Наши воспитатели подбирают и изготавливают контуры, трафареты, дидактические и настольные игр по всем темам; оформляют книжный, родительский уголки с учетом темы проекта (загадки, книги для чтения, картинки…).
  4. Ведение журнала взаимодействия воспитателей и учителя-логопеда, в который логопед ежедневно записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (3 – 6 человек).

Журнал взаимосвязи с воспитателями группы для организации коррекционно-развивающей работы.

В ней собраны и постоянно пополняются рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;

Игры, на формирование лексико-грамматических категорий;

Картотека пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;

5. Использование так называемых логопедических пятиминуток в повседневной работе. Ежедневно перед образовательной деятельностью или в любом режимном моменте воспитатели занимаются с детьми пальчиковыми упражнениями, артикуляционной гимнастикой, межполушарными упражнениями, повторением скороговорок. Это проходит экспресс-методом, за несколько минут. Такая деятельность очень хорошо организует детей и настраивает их на рабочий лад.

6. Консультации для воспитателей.

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи.

Практические и теоретические рекомендации воспитателям. Подбор практического материала по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

7. Проектный метод, который нами активно используется при планировании на новый учебный год. Потом в течение учебного года мы реализуем эти проекты. Очень важные и полезные проекты по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов. Не секрет, что сейчас мало читают родители детям. Поэтому детский сад восполняет эти пробелы.

8. Взаимодействие с родителями, которые тоже наши добрые помощники. Мы используем разные формы работы, сочетая их с общим планом работы с родителями. Например: участие родителей в мастер-классах родительских собраниях с участием логопеда или без него, совместное проведение литературных гостиных.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи. Этим воспитатель занимается в режимных моментах и на прогулке. Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.

Главная роль в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.

В нашей группе педагоги совместно сделали экран звукопроизношения, на котором наглядно видны достижения детей в постановке и автоматизации звуков. Если у воспитанника звук поставлен, напротив звука появляется звездочка, если звук уже введен в речь, появляется вторая звездочка. Этот министенд помогает педагогам не забывать, какой звук находится на стадии автоматизации, какой звук поставлен и начинается отработка произношения звука в разных позициях в словах.

Таким образом, правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на речевое, физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на развитие ребенка в целом. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы педагогам при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Использованная литература

  1. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М. 1991.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. — М. 1999.
  3. Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. — М. 1981.
  4. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П. 2000.
  5. Куртиякова О.В., учитель – логопед высшая квалификационная категория,
  6. Водолазова С.И., воспитатель высшая квалификационная категория,

Милюхина С.Л., воспитатель высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад «Машенька», город Абакан

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год