«Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда – важная составляющая коррекционно-развивающего процесса» |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Милюхина Светлана Леонидовна Водолазова Светлана Ивановна Куртиякова Оксана Васильевна | |||
11.09.2025 11:21 | |||
Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателя очень важное направление деятельности в работе с детьми с ОВЗ. Оно направлено на совместное решение коррекционных задач по организации деятельности детей компенсирующей группы. От слаженной совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого ребенка в группе, что повлияет на развитие ребенка в целом и успешному школьному обучению. В условиях организации работы в детском саду очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: логопедом, психологом, дефектологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения. Для плодотворной реализации задач по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателей особенно важны в группе компенсирующей направленности. Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п.). В своей работе используем различные формы работы специалистов: консультации, семинары — практикумы, круглые столы, Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.
Логопед постоянно информирует педагогов о том, какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять речь детей, с целью автоматизации уже поставленных звуков в речи. В каждом ДОУ, в каждой группе есть свои нюансы взаимодействия специалистов. В нашей группе отличительной особенностью работы воспитателя в тандеме с учителем-логопедом является:
Журнал взаимосвязи с воспитателями группы для организации коррекционно-развивающей работы. В ней собраны и постоянно пополняются рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи; Игры, на формирование лексико-грамматических категорий; Картотека пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью; 5. Использование так называемых логопедических пятиминуток в повседневной работе. Ежедневно перед образовательной деятельностью или в любом режимном моменте воспитатели занимаются с детьми пальчиковыми упражнениями, артикуляционной гимнастикой, межполушарными упражнениями, повторением скороговорок. Это проходит экспресс-методом, за несколько минут. Такая деятельность очень хорошо организует детей и настраивает их на рабочий лад. 6. Консультации для воспитателей. Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи. Практические и теоретические рекомендации воспитателям. Подбор практического материала по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода. 7. Проектный метод, который нами активно используется при планировании на новый учебный год. Потом в течение учебного года мы реализуем эти проекты. Очень важные и полезные проекты по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов. Не секрет, что сейчас мало читают родители детям. Поэтому детский сад восполняет эти пробелы. 8. Взаимодействие с родителями, которые тоже наши добрые помощники. Мы используем разные формы работы, сочетая их с общим планом работы с родителями. Например: участие родителей в мастер-классах родительских собраниях с участием логопеда или без него, совместное проведение литературных гостиных. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи. Этим воспитатель занимается в режимных моментах и на прогулке. Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе. Главная роль в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми. В нашей группе педагоги совместно сделали экран звукопроизношения, на котором наглядно видны достижения детей в постановке и автоматизации звуков. Если у воспитанника звук поставлен, напротив звука появляется звездочка, если звук уже введен в речь, появляется вторая звездочка. Этот министенд помогает педагогам не забывать, какой звук находится на стадии автоматизации, какой звук поставлен и начинается отработка произношения звука в разных позициях в словах. Таким образом, правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на речевое, физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на развитие ребенка в целом. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы педагогам при работе с детьми с речевыми нарушениями. Использованная литература
Милюхина С.Л., воспитатель высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад «Машенька», город Абакан
|