«Автоматизация звуков при помощи кинезиологических упражнений». |
Логопедия | |
Автор: Абдулфайзова Анна Сергеевна | |
26.04.2025 20:39 | |
Абдулфайзова Анна Сергеевна Учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г. т. Смышляевка СП «Детский сад» Самоцветы» Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения. Речь является важным фактором успешного существования человека в обществе. Наличие у человека способности к правильной речи крайне важно, чтобы полноценно использовать свои речевые способности в обществе. Преградой этому могут быть распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, а в частности в звукопроизношении.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особое внимание уделено выявлению в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения в речевом развитии, а также организации обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе. В наше время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, недостаточная речевая активность, нарушения пространственного восприятия, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, а также отставание в двигательной сфере, приводящая к плохой координации движений. К общему недоразвитию речи относят стертую форму дизартрии. При данной патологии речевой функции, причиной которой является небольшое поражение головного мозга, наблюдается смазанность артикуляции, плохая дикция, нечеткая речь, искажение всех групп звуков. Для преодоления подобного вида речевого нарушения необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Один из способов коррекции дизартрии, которыйменя заинтересовал, это метод кинезиологии. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, позволяющая активизировать межполушарное взаимодействие, она является одним из наиболее эффективных приемов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ. Т. Черниговская (нейропсихолог, психолингвист, глава Института когнитивных исследований СПбГУ) утверждает: «Мы слушаем ушами, а слышим – мозгом. Смотрим глазами, а видим – мозгом». Можно сделать вывод, что, развивая и корректируя речь ребенка, необходимо учитывать особенности строения мозга человека. Он состоит из левого и правого полушарий, между ними находится мозолистое тело (скопление нервных волокон, которые соединяют два полушария). Мозолистое тело играет роль в координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При на рушении межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в речевом развитии, усвоении новых знаний, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения играют важную роль в развитии и звукопроизношения. Применения в логопедической практике кинезиологических упражнений для развития звукопроизношения у детей в том, что такая система игр и упражнений помогает активизировать деятельность речевых зон в коре головного мозга. На практике кинезиология представляет собой специальные упражнения, направленные на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация полушарий головного мозга). В начале работы над данной темой была проведена диагностика уровня развития у детей межполушарного взаимодействия. В диагностике были следующие методики:
Было проведено обследование в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В эксперименте приняли участие 10 детей с ОНР (IIи III уровней) в возрасте 6 лет. Анализируя результаты проведенной диагностики, можно сказать следующее: межполушарное взаимодействие у детей находится на низком уровне развития. Общая, мелкая и артикуляционная моторика детей отличается неловкостью и недостаточной координированностью. Дети не способны к выполнению разных упражнений на обеих руках, с трудом переключаются с одного движения на другое, не могут удержать определённые позы. Движения неточные, неуклюжие, скованные. Следовательно, у данной категории детей тяжело и долго автоматизируются звуки в речи. Процесс затягивается на долгие месяцы и даже года. Результатом диагностики явились следующие показатели: 80% — 8 детей имеют низкий уровень, 20% — 2 ребенка имеют средний уровень развития межполушарных связей. Кинезиологические упражнения могут быть включены как в индивидуальные занятия, так и в групповые. В своей работе я использую их чаще всего на этапе автоматизации звуков. Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической работе:
В своей работе я использую следующий материал: балансировочная дорожка, балансировочная доска, тактильные коврики, деревянные цветные круги диаметром 15 см. На этапе автоматизации звука правильно произносимый звук должен быть закреплен изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в самостоятельной речи. Для активизации и повышения интереса к речевым заданиям и речевой практике использую следующие упражнения:
После 12 недель регулярного выполнения кинезиологических упражнений была проведена контрольная диагностика. Анализ показал хорошие результаты: дети стали более внимательны к выполнению упражнений, улучшилось восприятие инструкций, стали лучше переключаться с одного движения на другое. Необходимые звуки быстрее автоматизировались, и большинство детей стали использовать их в самостоятельной речи. Результатом диагностики явились следующие показатели: 90 % — 9 детей имеют средний уровень, 10% — 1 ребенок имеет высокий уровень развития межполушарных связей. Данные упражнения можно усложнять, индивидуализировать, комбинировать между собой, добавлять к ним новые предметы. Также рекомендую кинезиологические упражнения родителям своих учеников, чтобы отработанный материал, закреплялся обязательно в домашних условиях. Литература:
|