Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИ
Логопедия
Автор: Арехова Ирина Николаевна   
13.01.2015 21:18

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИВ настоящее время стёртая дизартрия является одной из наиболее распространённых причин нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Согласно исследованиям в области детской неврологии, нейрофизиологии, коррекционной педагогики у значительного числа дошкольников со стёртой дизартрией выявляются разнообразные по проявлению и степени выраженности нарушения общей, ручной и артикуляционной моторики, которые вызываются органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах развития [1, 2, 8, 10 и др.].

С целью оптимизации коррекционно-развивающего образовательного маршрута старших дошкольников в детском саду, нами была составлена и апробирована методика дифференцированной логопедической работы по формированию моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией. В обучающем эксперименте приняли участие дети 5,5 – 6 лет со стёртой псевдобульбарной дизартрией, объединённые по итогам констатирующего эксперимента в три группы, с учётом характера и механизма, выявленных у них моторных нарушений, обусловленных различной локализацией и степенью поражения центральной нервной системы.

В первую подгруппу вошли дети со стертой псевдобульбарной дизартрией с преобладанием паретического компонента. Вторую подгруппу составили воспитанники, у которых преобладал спастический компонент. У детей обеих групп отмечались недостатки произвольной артикуляционной, лицевой, ручной и общей моторики, а именно: нарушения мышечного тонуса, объёма движений, способности удерживать позу, точности, плавности, своевременности переключения движений. В третью подгруппу был выделен ребёнок с легко выраженным спастическим компонентом, у которого наблюдались нарушения дифференцированных движений кончика языка и отдельных динамических сложнокоординированных движений ручной и общескелетной мускулатуры.

При построении системы логопедической работы мы рассматривали моторную организацию с позиций системно-структурного подхода. Теоретической основой логопедической работы по формированию моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией стали исследования и методические разработки по данной проблематике [3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и др.]. В коррекционной работе принимали участие учитель-логопед, воспитатели, инструктор ЛФК, медсестра массажа, родители воспитанников. Направлениями дифференцированной логопедической работы стали: развитие произвольной мимической, артикуляционной, ручной и общей моторики. Коррекция дизартрии осуществлялась в два этапа. На первом этапе у детей первой подгруппы с помощью массажа проводилась нормализация тонуса, укреплялась мимическая, артикуляционная, ручная и общескелетная мускулатура. В артикуляционной гимнастике преобладали активные силовые упражнения, упражнения с сопротивлением, отрабатывалась возможность длительного удержания заданного положения артикуляторных органов. Укреплению ручной мускулатуры способствовал стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Использовался природный материал (шишки, кора дуба, жёлуди, каштаны) и массажные мячики. В упражнениях для развития подвижности рук и общескелетной мускулатуры отрабатывалась статическая координация. Дети учились анализировать кинестетические ощущения, возникающие в процессе выполнения упражнений. Совершенствовались произвольные движения артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Уточнялся состав двигательного акта, отрабатывались его отдельные компоненты. Для детей второй подгруппы ведущей задачей явилось снятие избыточного напряжения лицевой, артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Для нормализации мышечного тонуса применялся общий и артикуляционный расслабляющий массаж. Дети обучались приёмам расслабления определённых групп мышц в положении сидя. В артикуляционной гимнастике преобладали расслабляющие артикуляционные упражнения, способствующие распластыванию, продвижению вперёд широкого языка, удержанию им заданной позы. Вводились упражнения, позволяющие расслабить ручную мускулатуру, произвольно раскрывать кисти и выпрямлять пальцы рук. Дети учились анализировать и синтезировать кинестетические афферентации движений мимической, артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. В третьей подгруппе работа начиналась с расслабляющего массажа воротниковой зоны шеи, массажных упражнений, способствующих большему распластыванию кончика языка и продвижению его вперёд. В артикуляционной гимнастике преобладали статические упражнения, формирующие умение произвольно удерживать широкий язык по средней линии с постепенным продвижением его вперёд и вниз, вперёд и вверх, удерживать широкий кончик языка на нижней и верхней губе. Для совершенствования произвольных движений общескелетной мускулатуры и сложнокоординированных движений пальцев рук применялись упражнения, способствующие развитию статической координации, точности выполнения, умению длительно удерживать заданную позу. В результате проделанной работы, у детей всех трёх подгрупп при выполнении произвольных статических упражнений отмечалась нормализация мышечного тонуса, повышение точности выполнения, увеличение объёма и времени удержания заданных движений.

На втором этапе в первой подгруппе детей осуществлялась автоматизация сформированных навыков. Продолжалась работа по укреплению артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. Особое внимание уделялось превращению отдельных навыков в плавные, серийно организованные двигательные программы. В артикуляционной гимнастике формировалось умение доводить двигательную программу до конца, без сокращений и изменений. Проводились подвижные игры и логоритмические упражнения. Они позволяли формировать кинестетическую и кинетическую основу произвольных движений, координацию движений и речи. На занятиях по физической и лечебной физкультуре укреплялись мышцы плечевого пояса, рук, мышц спины, брюшного пресса, ног. Во второй подгруппе закреплялись ранее сформированные навыки. Развивалась динамическая координация произвольных движений артикуляционной, ручной и общескелетной мускулатуры. В артикуляционной гимнастике преобладали динамические упражнения, в которых отрабатывалась возможность произвольного переключаться от одного движения к другому. Активно использовались пальчиковые и игры с речевым сопровождением. Они были направлены на поддержание нормального тонуса мышц ручной общескелетной мускулатуры, развитие плавных и ритмичных движений, помогали произвольно расслаблять мышцы тела. В третьей подгруппе на данном этапе особое внимание уделялось развитию динамической координации произвольных движений. Отрабатывалась точность, соразмерность, плавность, своевременность переключения, произвольных движений. В артикуляционных упражнениях преобладали динамические упражнения, формирующие произвольные тонкодифференцированные движения кончика языка. Развивалась способность реагировать на задаваемый ритм при выполнении динамических упражнений под счёт и другие звуковые сигналы.

Работа во всех трёх группах осуществлялась систематически, комплексно, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Отслеживалась динамика развития произвольных движений лицевой, артикуляционной, ручной и общей моторики каждого воспитанника, регулировались нагрузка и время работы над формированием каждого вида движений. Оптимальность проведенной работы была подтверждена статистической обработкой данных (по критерию U Манна Уитни (р≤0,01).

Таким образом, учёт механизма нарушений моторной сферы и степени их выраженности позволил реализовать дифференцированный подход к устранению имеющихся недостатков, что в целом способствовало более эффективной коррекции моторной сферы дошкольников со стёртой дизартрией и интенсификации логопедической работы в целом. 

Список литературы:

         1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие /Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.

         2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1984. – 576 с.

         3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

         4. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений /Под редакцией В.П. Зинченко. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 698 с.

         5. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – 2-е изд., доп. и перераб. – Т.: Медицина, 1989. – 168с.

         6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика)

         7. Дудьев В.П. Психомоторика и её мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 360 с.

         8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста  с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 192 с.

         9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 2-е. – М., 1969. – 306 с.

         10. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010. – 160с. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год