Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Логопедия
Автор: Гусева Марина Валерьевна   
11.12.2014 22:32

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Подготовила и провела учитель-логопед Гусева М.В. МДОУ д/с №82. г. Карталы, Челябинская обл.

2014 г
Цели занятия:
- Уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
- Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Скачать конспект
- Продолжать формировать навыки звукового анализа.
- Развивать логическое мышление, графические навыки.
- Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.

Оборудование: сказочные человечки Соня и Шустрик, характеристики артикуляции звуков, картинка с изображением самолета и гор, карточки со слогами, Смешарик для формирования воздушной струи, шарики для дыхания, предметные картинки со звуками С и Ш, мяч, простой карандаш, буквы для составления слов, фишки для звукового анализа.


I. Орг. Момент
- Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шустрик.
     

Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Наш язычок проснулся, и ротик нам улыбнулся  (упр. «Улыбка»), в потом показал – какой чудесный день (упр. «Трубочка»). И решил наш язычок попить чай (упр. «Чашечка»). Попил чай, и поскакал на лошадке (упр. «Лошадка») в лес, и набрал грибов (упр. «Грибок»). Пока грибочки собирал - дятла увидал (упр. «Дятел»). А по дороге домой встретил индюка (упр. «Индюк»).

II. Основной этап
 - Молодец, вот и наши герои проснулись вместе с нами и улыбаются нам. А давай покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Теперь, «пошипим» для Шутника.
 - А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердям и мягким, ,он свистящий [ш] – всегда твердый, он шипящий)
 - Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш]. (При звуке [с]  - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой?
 - Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]?  (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы,  при звуке  [ш] – язычок принимает форму чашечки и поднимается за верхние зубы).
 - Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]?  (При звуке [с] воздух проходит посредине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая).
 - А что в этих звуках общего? (согласные, глухие)
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с] Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.

Работа на уровне слога.
 - Соня и шустрик очень любят гулять по полянке, и перешагивать с кочки на кочку. Давай вместе с ними погуляем по полянке и пропоем их песенки. Наши герои решили помочь тебе и написали на своих кочках песенки, которые они поют.
СТА-ШТА, СТО-ШТО, СТУ-ШТУ, СТЫ-ШТЫ, АСН-АШН,  ОСН-ОШН, УСН-УШН, ЫСН-ЫШН.
 - Молодец. После прогулки наши герои пошли домой и встретили  Кроша, и решили с ним немного поиграть в футбол. Давай  и мы с тобой забьем мяч в ворота Кроша. (упражнение на дыхание).
  - Ты забил все мячики в ворота, ты молодец! Вот мы и пришли к Соне и Шустрику. Но посмотри, какой у них беспорядок в комнате. Все вещи раскиданы, все перепутано, и конечно же, Соня сразу загрустил, а Шустрик попросил тебя помочь ему навести порядок. Вещи Сони начинаются со звука [С], а вещи Шустрика со звука [Ш].
(Ребенку предлагаются картинки с заданными звуками ,которые нужно разделить на две группы)
- Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).

Динамическая пауза. Речь с движениями.
Шли по крыше три кота, (идут по кругу)
Смотрят в небо три хвоста. ( руки вверх)
Сели киски на карниз, (присесть на корточках)
Посмотрели вверх и вниз (движения головой вверх – вниз)
И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)
«Красота, красота!» (ритмичные хлопки в ладоши)

Работа на уровне словосочетания.
 -  Наши друзья большие выдумщики. Они любят играть с мячиком и повторять друг за другом как эхо.  Давай и мы с тобой поиграем в такую же игру. Я буду кидать тебе мяч, и говорить словосочетание, и ты будешь за мной повторять:
 
сосновая шишка,
сонная кошка,  
душистый куст,
пышное тесто,
душистое сено,
пушистая кошка,
высокая башня,
бабушкин сундук,
мышиный писк,
квашеная капуста,
косолапый мишка,
смешная шутка,  в
ишнёвый сок,
смешная маска,
школьная доска,
смешные потешки.
 
 - Молодец! Но пока мы с тобой играли,  к нам залетел озорной ветерок и перепутал у нас все буквы. Соня с Шустриком очень загрустили,  давай мы с тобой поможем им навести порядок. Посмотри  - ветерок перепутал буквы С и Ш – возьми карандаш и отыщи все правильные буквы. Букву С обведи синим карандашом, а букву Ш – зеленым.
  (Проводиться упражнение на профилактику дисграфии)


А Д Ш В Д У С Ц
Ч К С Р Щ Л Б Ю
Ш Я С М И Ц Ш Т
Б С З Ж Х А Ш Т
С Ц Ф Я К Ш Т М
Р В С И Ч Щ Д Ю
Ш Б Т С К В И Ч В
 

 - Молодец! Ты помог нашим героям и стравился с озорным ветерком. А сейчас Шустрик предлагает тебе поиграть в его любимую игру «Буквозвукознайкук» Хочешь в нее поиграть? Посмотри у Шустрика есть буквы, из которых он составляет слова, а потом волшебными, цветными кружочками определяет, какой звук спрятался в слове. Давай и мы,  в нее поиграем. (Ребенку предлагается выложить из букв слова  - СОВА, ШУБА, СОНЯ и разобрать их по звуковому составу)


III. Итог занятия.

 - С какими звуками мы сегодня играли? (С и Ш)
 - Ты сегодня молодец!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год