Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Принцип интеграции в логопедической деятельности в условиях ФГОС
Логопедия
Автор: Гаева Оксана Николаевна   
21.09.2014 14:46

Принцип интеграции в логопедической деятельности в условиях ФГОСРазвитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч. степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от достижений сложившейся в России системы специального образования! Согласно решению Коллегия Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности».
Не так давно в детском саду существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей. Все это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированная образовательная деятельность. Конструирование и проведение непосредственно образовательной деятельности на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия является одной из новаций в ДОУ.
Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.
Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Приоритетными направлениями этого процесса являются:
1) своевременное выявление недостатков в развитии детей;
2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;
3)подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.
Разработка новых технологий интегрированного подхода весьма актуальна для логопедических групп. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)», звуки и буквы – это из логопедической области и т.д.
Целью интегрированной логопедической образовательной деятельности, построенной на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Такая непосредственно образовательная деятельность достигает своей эффективности, если реализуются такие условия их организации и проведения:
· построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы;
· конкретизация заданий на каждом из этапов интегрированной образовательной деятельности;
· последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием;
· рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [1].
Такие занятия экономят время и педагогов, и детей, и имеют очень широкий спектр действия на разностороннее развитие дошкольников.
Цели интегрированной образовательной деятельности:
- знания должны носить познавательный характер (систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка);
- овладение действиями или способами познания (для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты);
- способность выражать в речи умения или способы познания;
- развитие личностных качеств (любознательность, общительность, креативность, отзывчивость и др.).
Методические рекомендации по организации интегрированных занятий:
При планировании приоритетными задачами являются задачи познавательного и личностного развития детей.
Содержание должно быть жизненное с опорой на личный опыт, то, что понятно ребенку, вызывает у него интерес.
Модель взаимодействия педагогов с ребенком субъект-субъектная, личностно-ориентированное общение: не «над ребенком», не «рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», педагог и ребенок равноправные партнеры.
Методика проблемно-игровая: игровые, наглядно-практические методы и приемы постановки ребенка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, опыта, исследование. Ничего не дается воспитаннику в готовом виде; никакого показа; педагог создает атмосферу недосказанности, желание со стороны ребенка самому узнать, понять, научиться, а не запоминать знания, которые ему преподносит педагог; помочь догадаться самому - оказание содействия ребенку; индивидуально-дифференцированная направленность; творческое использование элементов инновационных технологий.
Создавая развивающую речевую среду в логопедической группе, мы активно используем интегрированную образовательную деятельность, способствующую не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующую творческое развитие детей, создающую условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников. Интегрированная деятельность разрабатывается группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем. Объединение нескольких видов деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной и т.д. дают ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивают коммуникативные умения. На каждой интегрированной образовательной деятельности мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интеграции любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированной деятельности обогащается словарный запас, и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания. Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива.
Интегрированная образовательная деятельность не имеет четкой структуры, но имеет отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение узких специалистов и родителей. Непосредственно образовательная деятельность интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Все это способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате чего образуется взросло-детское сообщество.
Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).
Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Список литературы:
1. Белая, К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ [Текст] / К.Ю.Белая // Управление ДОУ. - 2003. -№ 4.
2. Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [Текст] / И.Н.Павленко // Управление ДОУ. - 2005. - №5
3. Современное занятие в ДУ. под ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, Н. В. Губанова. Альма-матер, 2007 − 496 с. [Электронный ресурс]. –

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч. степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от достижений сложившейся в России системы специального образования! Согласно решению Коллегия Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности».
Не так давно в детском саду существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей. Все это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интегрированная образовательная деятельность. Конструирование и проведение непосредственно образовательной деятельности на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия является одной из новаций в ДОУ.
Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.
Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Приоритетными направлениями этого процесса являются:
1) своевременное выявление недостатков в развитии детей;
2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;
3)подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.
Разработка новых технологий интегрированного подхода весьма актуальна для логопедических групп. Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно.
Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)», звуки и буквы – это из логопедической области и т.д.
Целью интегрированной логопедической образовательной деятельности, построенной на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Такая непосредственно образовательная деятельность достигает своей эффективности, если реализуются такие условия их организации и проведения:
· построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы;
· конкретизация заданий на каждом из этапов интегрированной образовательной деятельности;
· последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием;
· рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [1].
Такие занятия экономят время и педагогов, и детей, и имеют очень широкий спектр действия на разностороннее развитие дошкольников.
Цели интегрированной образовательной деятельности:
- знания должны носить познавательный характер (систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка);
- овладение действиями или способами познания (для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты);
- способность выражать в речи умения или способы познания;
- развитие личностных качеств (любознательность, общительность, креативность, отзывчивость и др.).
Методические рекомендации по организации интегрированных занятий:
При планировании приоритетными задачами являются задачи познавательного и личностного развития детей.
Содержание должно быть жизненное с опорой на личный опыт, то, что понятно ребенку, вызывает у него интерес.
Модель взаимодействия педагогов с ребенком субъект-субъектная, личностно-ориентированное общение: не «над ребенком», не «рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», педагог и ребенок равноправные партнеры.
Методика проблемно-игровая: игровые, наглядно-практические методы и приемы постановки ребенка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, опыта, исследование. Ничего не дается воспитаннику в готовом виде; никакого показа; педагог создает атмосферу недосказанности, желание со стороны ребенка самому узнать, понять, научиться, а не запоминать знания, которые ему преподносит педагог; помочь догадаться самому - оказание содействия ребенку; индивидуально-дифференцированная направленность; творческое использование элементов инновационных технологий.
Создавая развивающую речевую среду в логопедической группе, мы активно используем интегрированную образовательную деятельность, способствующую не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующую творческое развитие детей, создающую условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников. Интегрированная деятельность разрабатывается группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем. Объединение нескольких видов деятельности: речевой, театральной, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной и т.д. дают ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивают коммуникативные умения. На каждой интегрированной образовательной деятельности мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интеграции любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированной деятельности обогащается словарный запас, и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания. Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива.
Интегрированная образовательная деятельность не имеет четкой структуры, но имеет отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение узких специалистов и родителей. Непосредственно образовательная деятельность интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Все это способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате чего образуется взросло-детское сообщество.
Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).
Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.
Список литературы:
1. Белая, К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ [Текст] / К.Ю.Белая // Управление ДОУ. - 2003. -№ 4.
2. Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [Текст] / И.Н.Павленко // Управление ДОУ. - 2005. - №5
3. Современное занятие в ДУ. под ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, Н. В. Губанова. Альма-матер, 2007 − 496 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа://http//planetadetstva.net/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год