Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
Логопедия
Автор: Светлана Замятина   
18.08.2014 11:30

Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)
Учитель-логопед Замятина С.Н. г. Салехард, МБДОУ д/c № 22 «Синяя птица»
В  ситуации, когда у малыша 2-4 лет отсутствует активная речь, перед педагогами и родителями встает вопрос: начинать специальные логопедические занятия немедленно или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представле­ния о том, что «мальчики вообще начи­нают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Скачать конспект

В случае отсутствия активной речи у малыша 2—4 лет необ­ходимо проконсультироваться у грамот­ных специалистов — логопеда, психоло­га, психоневролога, отоларинголога, провести ряд медицинских обследо­ваний и при необходимости организо­вать занятия с ребенком. Наблюдения специалистов, данные медицинских ис­следований, а также динамика развития ребенка в ходе специальных занятий поз­волят уточнить характер нарушения, воз­можные причины возникновения, сте­пень его сложности.
При этом часть детей, имевших рече­вые нарушения в раннем и дошкольном возрасте, в результате систематических логопедических занятий могут полно­стью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в мас­совой школе. Другие же даже в ходе си­стематических занятийоказываются не способны полностью преодолеть недо­статки речевого развития, и в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи.
Если неговорящие дети имеют низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать логопедическую работу по расширению понимания речи. Только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить.
Содержание каждого занятия должно включать несколько направлений, первое из которых – развитие понимания речи. Сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает говорить.
Развитие понимания речи. Первый этап.
Методические указания: предлагаемые задания для развития понимания речи предназначаются для работы с детьми, которые с большим трудом понимают обращенные к ним элементарные просьбы показать или принести что-либо из окружающих их предметов, показать части своего тела: нос, уши, рот и т.д.
В процессе занятий по развитию по­нимания речи основная задача— накопление пас­сивного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также сло­ва, обозначающие некоторые явления и состояния. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, дейст­вия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повсед­невной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не реко­мендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значени­ем или обобщающими словами. Приво­дим словарь рекомендуемых для запоми­нания слов по темам.
Группы слов,предлагаемых для запоминания
1. Предметный словарь.
Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ве­дерко, лопатка, карандаши, книжкаи др.
Части тела: голова, ноги, руки, палец, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб, шея, волосы.
Одежда и обувь: шапка, шарф, вареж­ки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, май­ка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
Предметы туалета: мыло, зубная щет­ка, зубная паста, губка, полотенце, рас­ческа, носовой платок и др.
Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, ком­ната, ванная, лампа, пол, потолок, сте­на и др.
Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
Бытовая техника, посуда и предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зерка­ло и др.
Продукты питания и блюда: хлеб, бул­ка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, мас­ло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яйцо; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апель­син, банан, яблоко, груша, слива и др.
Растения: дерево, кустик, трава, цве­ты, ягоды и др.
Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошад­ка и др.
Названия отдельных объектов социаль­ной жизни: улица, дорога, светофор, ма­шина, самолет, качели, горка, парк и др.
Названия отдельных природных объек­тов и явлений окружающего мира: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
2. Словарь глаголов.
Собственные действия ребенка: идет, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, разде­вается, причесывается, несет, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.
Названия действий, которые соверша­ют близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жа­рит, подметает и др.
Другие действия (предметов): телефон звонит; машина едет, гудит; самолет ле­тит; листья падают и др.
3. Прилагательные, наречия.Названия некоторых признаков, ощу­щений и состояний: сладкий, соленый, кислый, мокрый; холодно, тепло, жарко, больно, вкусно, большой, маленький;
Надо помнить, что у  детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому если дети знают названия предметов, некоторых животных и т.д., то необходимо как можно скорее начинать обучение на понимание названий действий, а также на понимание вопросов , задаваемых по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?
На первых этапах развития понимания речи от ребенка не требуется точности понимания отдельных слов, а поэтому не ставится задача различать такие слова, как там – тут, здесь – там, открой – закрой, куда – откуда и др. При обучении понимания вопросов где? кому? куда? откуда? и т.д. дети первоначально опираются не на различное звуковое выражение этих слов, например куда – откуда, а на широкийязыковой контекст вопроса. Для этого в вопросах взрослого должны быть «подсказывающие» слова, хорошо знакомые детям. После того, как дети научаться понимать эти вопросы из них убирают «подсказывающие» слова. Например: откуда достал (книги), но куда положил, кому отдал. На следующих этапах разные вопросительные слова будут употребляться при одинаковых глаголах: откуда приехал – куда приехал, чем ешь – с чем ешь и т.д.
Итак, в самом начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием, а не на звуковые различения слов.
С неговорящими детьми, плохо понимающими обращенную к ним речь (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте), коррекционная работа начинается с многократного  проговаривания ситуации.
Создание речевой среды
С ребенком необходимо постоянно беседовать, мно­гократно проговаривая все режимные мо­менты (одевание и раздевание, умыва­ние, купание, кормление, прогулка, под­готовка ко сну) и различные бытовые си­туации (раскладывание игрушек по мес­там, приготовление еды, уборка со сто­ла, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложе­ниями из 2—4 слов, делает паузы, повто­ряя по нескольку раз одни и те же сло­восочетания, меняя интонации, силу го­лоса. Слова произносятся четко, с выде­лением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает во­просы. Но не следует требовать от малы­ша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассма­тривал, действовал с ним, можно попро­сить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совер­шить с ним какое-нибудь действие.
В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
Материалом для занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.
Примерные задания для родителей неговорящего (или плохо говорящего) ребенка на развитие понимания речи
1. Назвать предметы, действия той ситуации, в которой ребенок находится.
«Кормление зверей». Ребенку предлагается устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку, козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Ме-ме! А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как кошка просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку здесь, киску сюда. А козлика куда? Вот сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».
«Сборы на прогулку». Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем с тобой гулять. (Одежда, необходимая для сборов на прогулку, разложена на стульчике). Куда мы пойдем? Найди где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она, шапка. Принеси сюда шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. Тепе тепло? Да?» и т.д.  проговаривается вся прогулка, возвращение домой, раздевание.
«Умывание». Подводя ребенка к умывальнику, сказать: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо» и т.д.
«Будем строить башни».«Давай строить башни. (На ковре разложены кубики: красные, синие, белые.) построим две башни: одну синюю, а другую красную. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Башни построим большие-пребольшие. Кубики будем возить на машине. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот  - синие. (Взрослый показывает противоположные углы ковра или комнаты.) А белые кубики оставим здесь, где они лежать, не будем их трогать. Иди за машиной. Взял? Ну, заводи. Завел? Ух, как громко мотор работает! Как мотор работает? Проверь сигнал. Работает? Как машина гудит? Би-би. Хорошо, очень хорошо! Би-би».
Взрослый вместе с ребенком развозит кубики по разным углам ковра, называет все совершаемые действия.при выборе кубика по цвету взрослый называет цвет кубика и учит ребенка брать кубик такого же цвета.
Из одноцветных кубиков, расположенных в двух углах ковра, можно построить две башни. Первую башню строит взрослый, вторую – ребенок по заданному образцу. Взрослый, строя башню, должен учитывать возможность детей воспроизвести данный образец.
2. Расширить пассивный предметный словарь детей с помощью предметных картинок.
Ребенку показывают и называют предметную картинку, например «Варежки». Объясняет  их назначение. Далее предметную картинку сравнивают с игрушкой или предметом в натуральную величину. Новую картинку нужно отыскать среди других знакомых предметных картинок. Затем ребенку предлагают совершить несколько действий – поручений, связанных с картинкой , например: отнеси варежки маме, передать варежки товарищу. Затем ребенок должен отыскать изображение предмета с которым познакомился на сюжетной картине.
3. Расширить пассивный глагольный словарь с помощью
сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия.
Для детей подготавливаются сюжетные картинки, на которых хорошо знакомые ребенку лица или животные совершают различные действия, например: мальчик сидит, лошадь бежит, девочка кушает. Сначала предлагается показать субъект действия : «Покажи, где мальчик, где девочка, а где лошадка». Если ребенок без труда понимает такие вопросы, то подключаются названия действий, которые совершает субъект: «Покажи, где мальчик спит, где девочка кушает, а где лошадка бежит».
4. Научить детей понимать названия действий , которые
совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик ест, пьет, спит, читает и т.д.
5. Научить детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов и субъектов действий.
Для детей подбираются несколько сюжетных картинок, на которых разные субъекты совершают различные действия с предметом или без него.
Сначала необходимо выяснить, понимает ли ребенок вопросы, включающие и названия действий, и названия знакомых предметов, лиц, животных, например: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде, где девочка ест суп. А где кошка спит?» Затем ребенку с этими же картинками задается другой вопрос, например: «Покажи, кто катается, кто спит, кто ест».
Можно предложить детям и такие вопросы: «Покажи, какая девочка стирает, а какая читает. Которая спит, а которая причесывается?»
6. Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на чем?, выясняющие местонахождение предметов.
Взрослый сам раскладывает различные предметы в места, в которых обычно находятся данные предметы. Когда действие с предметом совершено, взрослый задает вопрос, например: «Покажи, где лежат книги. Куда Вова поставил матрешку?  Куда положили куклу?» Правильно выполненные действия взрослый одобряет и еще раз называет действия и предметы.
7. Научить детей понимать вопросы, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.

Кому мама надевает шапку? Кому девочка наливает молоко? Кому папа читает сказку? и т.д.

8. Научить детей понимать вопросы что? кого? (у кого?), которые помогают выяснить объект действия.

Кого рисует девочка? Что несет мальчик? Что стирает мама? Кого везет мама? У кого в руках цветы?

9. Научить детей понимать вопрос чем?

Чем папа режет хлеб? Чем котенок играет? Чем ты кушаешь суп? Чем девочка расчесывает волосы?

10.  Предложить ребенку разложить картинки или игрушки в заданной взрослым последовательности.

Образец. «Послушай внимательно и поставь друг за другом игрушки так, как я тебе их назову: собака, корова, лошадка; а теперь поставь так: лошадка, собака, корова ».

11. Предложить выполнить в определенной последовательности действия без предмета.

Образец. Сядь – встань – попрыгай на одной ноге. Попрыгай на одной ноге – подними руки вверх – сядь. Попрыгай на одной ноге – сядь – попрыгай на двух ногах.

12. Предложить детям совершить действия с отобранными предметами (или предметными картинками) в определенной последовательности.

На столе лежат различные игрушки или предметные картинки. Ребенку предлагают взять несколько предметных картинок (игрушек) из тех, что лежат на столе. Затем взрослый просит выполнить с отобранными картинками (игрушками) несколько действий, следующих друг за другом в указанной последовательности. Название действия объединяются в одной словесной просьбе, после чего ребенок их выполняет, например: «Слушай внимательно и сделай так, как я скажу: платочек убери в карман, собачку дай мне, а цветок поставь на окно».

Итог работы:

Дети должны в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица. У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

Используемая литература:

1. Е.ВДолганюк., Е.АКонышева. «Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста», - СПб.: ООО Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

2. Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД, 1998

3. Б.М. Гриншпун «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов». Москва ВЛАДОС, 2003

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год