«Развитие инженерных и творческих способностей детей с ТНР средствами конструктивно — модельной деятельности» |
Конструирование | |
Автор: Шпотова Вера Викторовна Колесникова Майя Сергеевна Белоусова Светлана Сергеевна Гладкова Евгения Александровна | |
31.03.2025 13:54 | |
Педагогическая статья Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. Активная деятельность ребенка дошкольного возраста пронизана игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызывавших у него интерес и переживаний.
Основная задача логопедической работы – коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя. Коррекционная работа с детьми с тяжелым нарушение речи разнообразна, и одним из видов является конструирование. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Поэтому работа по развитию речи с применением разных видов конструкторов делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негатива, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. А это, в свою очередь, помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее приемы, тем успешнее формирование речи. Особое влияние конструирования на формирование речи состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором оказывают положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможно. Тренируя пальцы, мы оказываем воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. Поэтому применение конструкторов, ориентированных на развитие мелкой моторики, является незаменимыми в коррекционной работе. Конструкторы помогает детям воплощать в жизнь свои замыслы, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Конструирование — первый шаг к техническому творчеству детей, оноотносится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Свою работу по конструированию мы запланировали и реализуем по двум направлениям: техническое и художественное. Для этого используем УМК (учебно-методический комплект) «Конструирование с детьми дошкольного возраста» О.Э. Литвиновой на занятиях и парциальную образовательную программу «Умные пальчики: конструирование в детском саду» И.А. Лыковой для самостоятельной и индивидуальной работы с воспитанниками. Целью обучения по конструированию является развитие технических (инженерных) и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Конструктивно — модельная деятельность:
Некоторые преимущества использования конструирования для детей с ТНР:
Для успешного обучения в данном направлении мы создали уголок по конструктивно-модельной деятельности «Самоделкин». Он безопасен, доступен, трансформируем, соответствует возрасту, разнообразен, полифункционален, вариативен и практичен. Уголок конструирования регулярно пополняется методическими пособиями, материалом и оборудованием. Для технического конструирования в нашем уголке имеются:
Для художественного конструирования:
Конструирование тесно связано со всеми видами деятельности: игрой, познавательным развитием, развитием речи, музыкальными занятиями, изобразительной деятельностью. Поэтому при перспективном планировании работы по конструктивно-модельной деятельности используем интегрированный подход. По направлению «Техническое конструирование» нами используется различные формы организации обучения: - Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить — что, зачем; как лучше, чем закончить. - Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляется модель, скрывающая от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников. - Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчёркивают ее практическое назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования. Выполнение детьми построек по словесному описанию, способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание — поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей. - Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешними и функциональными особенностями объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности. - Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, мы используем разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт, картинки, схемы построек и многое другое, что могло бы помочь детям в выборе образца для собственного творчества. - Конструирование по теме. Детям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений. Дети старшего дошкольного возраста, конструируя, обогащают словарь, развивают грамматический строй речи, речевую активность в пространстве предмета. Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией. Развитие связной речи является важным условием полноценного развития ребенка. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Работа по развитию связной речи с применением активного конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Созданные изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий у детей развивается логическое мышление, формируются конструкторские навыки, умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами. Одним из эффективных методов развития познавательной активности дошкольников является проектная деятельность. Нами был реализован краткосрочный информационно-практико-ориентированный проект «Юный инженер», который был направлен развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон детской речи; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их. Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности с использованием различных конструкторов LEGO и других конструкторов нового поколения, таких как ТИКО. Нами были выбраны следующие формы работы: -Беседы «Знакомство с профессиями инженер, конструктор, архитектор», «Знаменитые изобретатели». -Чтениестихотворений К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т. Шатских «Про конструктор», рассказа «Как ребята построили дом» стихотворения В. Маяковский «Строители», рассказа Н. Калинина «Разве так играют?». -Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Строим мосты». После того как построили, предлагаем поиграть в дидактические игры «Найди такую же деталь», «Найди свой гараж», «Запомни расположение», «Что изменилось?», «Найди постройку», «Чья команда быстрее построит», «Невообразимые фигуры» (строительство замысловатых фигур из конструктора). - Сюжетно-ролевые игры «Мы строители», «Инженеры». С родителями провели ряд консультаций «Конструирование в жизни ребенка», «Как выбрать конструктор для детей старшего дошкольного возраста». Также привлекали их в роли консультантов для детей при создании чертежей и схем будущих конструкций зданий, мостов, техники. Одним из продуктов проекта стала выставка поделок, оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора». А также завершением работы по проекту стала игровая деятельность с постройками. Дети совместно собирали общую готовую конструкцию и обыгрывали ее. В ходе этой деятельности мы совместно с детьми провели анализ качества каждой отдельной конструкции и конструкции в целом (соответствие замысла, аккуратности, прочности, привлекательности, функциональности, устойчивости) В ходе наблюдения за конструктивной и игровой деятельностью детей, для себя мы сделали вывод: дети, которые больше конструируют, проявляют активность к созидательной деятельности; у них лучше сформирован социально- эмоциональный интеллект, мелкая моторика рук; а также желание экспериментировать и изобретать; развиты логическое, пространственное, математическое, ассоциативное мышление, память, а это является основой речевого развития. Мы отметили, что, работая с конструкторами, наши дети становятся более усидчивыми, внимательными, а застенчивые дети более уверенными. Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Таким образом систематическая и целенаправленная работа по конструктивно-модельной деятельности с детьми с ТНР способствует развитию познавательного интереса, конструктивных способностей, логического и пространственного мышления. Это всё положительно влияет на развитие речи и является эффективным средством подготовки их к обучению в школе.
|