РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ |
Конструирование | |||
Автор: Дремучева Татьяна Анатольевна | |||
10.06.2025 23:03 | |||
Дремучёва Т.А., воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель Белгородской области Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, которая направлена на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Она способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве, что благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков. Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как легоконструирование и образовательная робототехника.
Это новая педагогическая технология представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей, объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. Целенаправленная работа на углубление и систематизацию знаний, умений и навыков детей в процессе познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности с образовательными конструкторами, позволяет ребятам в форме игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формировать специальные технические умения, развивать организованность и нацеленность на результат. Обучающие конструкторы предоставляют прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе. Анализ ФГОС ДО показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно – тематического принципа, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет для него интересной и значимой. Легоконструирование и робототехника позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности та используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Индивидуальная образовательная траектория реализуется, прежде всего, в рамках процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками: а) внедрение образовательного легоконструированияи и роботехники в совместную образовательную деятельность, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня; б) организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами конструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня; в) факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества; Наглядные методы (использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых). Словесные методы (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуации). Практические методы (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с построками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки). Основные принципы развития легоконструирования и робототехники в детском саду: принцип личностно-ориентированного подхода; принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников); принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала); принцип развивающего обучения ( «от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности); коммуникативная направленность; комплексная реализация целей: воспитательной, развивающей и практической. Развивающая среда включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы, компьютер, дидактические материалы, находящиеся в специально оборудованной уголке группы. Посредством использования образовательных конструкторов эффективно решаются образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ. В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Непосредственно организованная деятельность с конструктором обеспечивает легкое знакомство с объёмными фигурами. Развивает пространственное и абстрактное мышления. Знакомит с азами арифметики и геометрии. Конструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. Конструирование помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. Занимаясь во время совместной образовательной деятельности, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей, планировать деятельность. Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры ФГОС ДО. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Литература
|