Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ
Конструирование
Автор: Дремучева Татьяна Анатольевна   
10.06.2025 23:03

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВРАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ

Дремучёва Т.А., воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель Белгородской области

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, которая направлена на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Она способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве, что благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков.

Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как легоконструирование и образовательная робототехника.

 

Это новая педагогическая технология представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым направлением обучения, воспитания и развития детей, объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Целенаправленная работа на углубление и систематизацию знаний, умений и навыков детей в процессе познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности с образовательными конструкторами, позволяет ребятам в форме игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формировать специальные технические умения, развивать организованность и нацеленность на результат.

Обучающие конструкторы предоставляют прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.

Анализ ФГОС ДО показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно – тематического принципа, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет для него интересной и значимой. Легоконструирование и робототехника позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности та используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Индивидуальная образовательная траектория реализуется, прежде всего, в рамках процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками:

а) внедрение образовательного легоконструированияи и роботехники в совместную образовательную деятельность, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня;

б) организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами конструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня;

в) факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества;

Наглядные методы (использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых).

Словесные методы (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ проблемные вопросы и ситуации, беседы, моделирование ситуации).

Практические методы (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с построками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки).

Основные принципы развития легоконструирования и робототехники в детском саду:

принцип личностно-ориентированного подхода;

принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников);

принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала);

принцип развивающего обучения ( «от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности);

коммуникативная направленность;

комплексная реализация целей: воспитательной, развивающей и практической.

Развивающая среда включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы, компьютер, дидактические материалы, находящиеся в специально оборудованной уголке группы.

Посредством использования образовательных конструкторов эффективно решаются образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ.

В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Непосредственно организованная деятельность с конструктором обеспечивает легкое знакомство с объёмными фигурами. Развивает пространственное и абстрактное мышления. Знакомит с азами арифметики и геометрии.

Конструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Конструирование помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. Занимаясь во время совместной образовательной деятельности, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей, планировать деятельность.

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры ФГОС ДО. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.

Литература

  1. Выготский JI. C. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова; Всерос. учеб. -метод. центр образов. робототехники. – М.: Изд. -полиграф. центр «Маска», 2013. — 100 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год