Использование робототехники в формировании регуляторных навыков у старших дошкольников |
Конструирование | |
Автор: Карачевцева И.Н.,Канищева Н.В., Баринова Н.В., Зарецкая Ю.В. | |
04.06.2025 04:35 | |
Наиболее часто встречаемая проблема среди учащихся в начальной школе — недостаточно сформированные навыки регуляторной деятельности, которые подразумевают:
Становление функций программирования и контроля – длительный процесс, который заканчивается в юношеском возрасте, то есть значительно позднее, чем становление всех остальных психических функций. Здесь выделяют несколько этапов, но наиболее существенная перестройка отмечается в возрасте около 7 лет. Этот период связан с формированием произвольной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания. Так А.Н. Вераксы выделяет следующие компоненты регуляторной деятельности: способность оттормаживать действия, не соответствующие текущей задаче (контроль); гибкое и своевременное переключение между задачами или их компонентами (когнитивная гибкость); способность удерживать в уме необходимую для решения текущей задачи информацию и мысленное манипулирование ею (рабочая память). Психофизиологические исследования показывают, что в возрасте 6–7 лет более простая эмоциональная система активации мозга уступает ведущее место новой системе, связанной с речевой произвольной регуляцией действий. При этом лобные отделы мозга (особенно левого полушария) все более принимают на себя функции «дирижера мозговых ансамблей». По словам Р.Е. Левиной, речь превращает действия ребенка в предмет его сознания и потому делает возможным управление ими, помогает планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть поставленной цели. Поставить конкретную цель и предвидеть результат также помогает речь. К сожалению задержка и/или нарушение речевого развития является самой распространенной проблемой психического развития современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следовательно, их речевые возможности и имеющиеся особенности не позволяют своевременно формироваться в том числе и навыкам планирования, контроля и регуляции собственной деятельности. Внешне трудности программирования и контроля могут проявляться по-разному. Одни дети гиперактивны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наоборот, замедленны, вялы, недостаточно активны, рассеянны. Объединяет тех и других низкий уровень мотивации к вербальным видам деятельности, неумение организовать себя, сконцентрировать внимание на определенной задаче, переключаться от одной задачи к другой, следовать определенным правилам. Эти трудности не так заметны, пока ребенок дома, — в школе же и детском саду они не могут следовать указаниям педагога, не выслушивают задание до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Неуспех снижает мотивацию к обучению. В итоге ребенок становится стойко неуспешным. Среди большого разнообразия современных развивающих технологий компьютерные технологии занимают особое место. Современные дети довольно рано знакомятся с различными гаджетами в быту и с удовольствием включают их и в игровую, и в учебную деятельность. В нашем МБДОУ активно используется Bee-Bot "Умная пчела" — программируемый мини-робот, предназначенный для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он прост в использовании: ребенок задает роботу команды — "вперед", "назад", "направо", "налево" — и наблюдает за их выполнением. Это не просто игрушка, а мощный образовательный инструмент, который помогает решать широкий спектр задач, от развития логического мышления до коррекции речевых нарушений. Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий. Для работы с «Умной пчелкой» и Ботли нами был разработан календарно-тематический план и реализовывается в коррекциоонно — образовательной деятельности. Работа запланирована на два года. В старшей группе мы знакомимся и работаем с мини-роботов «Bee- Bot» «Умная пчела», а в подготовительной группе подключаем в работу робота Ботли. В комплекте к «Умной пчелке» предлагаются коврики по лексическим темам, мы же упростили и сделали для себя работу более удобной, подготовив платформу: рабочее поле «разбили» на клеточки соответствующих размеров (клетка равна «шагу» робота- пчелы), и мягкое стекло. На этом поле можно располагать карточки по разным лексическим темам, схемы, буквы, стрелки, с помощью которых создаем игровые ситуации. Работа направлена на отработку лексических тем — развитию лексико–грамматических категорий, звукового анализа и синтеза, чтения, работу с предложно-падежными конструкциями, автоматизацию и дифференциацию звуков. На начальном этапе предлагается упрощенная работа по алгоритму: начинаем работу с детьми со знакомства с мини-роботом и работу по предложенной схеме (маршрут уже обозначен педагогом). Ребенок программирует робота под контролем взрослого, озвучивая свои действия, запускает и контролирует правильность выполнения задания (результат программирования). На данном этапе обучающиеся учатся управлять роботом, выполнять элементарное программирование с помощью педагога, читать схемы, слышать инструкции. Работа в основном проходит в формате индивидуальной игры. Примеры игр на начальном этапе:
упражнение;
чистоговорку).
последовательности действий в сказке (рассказе). Дойдя до первой картинки, рассказывает начало сказки, затем строит путь до следующей картинки, также описывая действия событий и т.д. 2 этап
На этом этапе дети учатся работать с более усложненным программированием, обучающиеся выбирают и прокладывают маршрут в несколько уровней. Например:
4 этап Работа в парах или малых подгруппах. Робот используется в подгрупповой работе, что способствует развитию коммуникативных навыков у детей, умению слушать команды и следовать инструкциям. На данном этап предлагаем детям следующую работу: дети изучают маршрут, советуются друг с другом, выбирают рациональные пути решения проблемы. Затем один ребенок составляет на планшете маршрут, а второй, слушая инструкции разработчика маршрута, программирует пчелку и прокладывает маршрут. Например: «Составь рассказ по серии картинок» — дошкольник программирует пчелку по последовательности действий в сказке (рассказе). Дойдя до первой картинки, рассказывает начало сказки, затем строит путь до следующей картинки, также описывая действия событий и т.д. Таким образом, благодаря сочетанию традиционных и компьютерных технологий работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей формируются базовые навыки планирования деятельности и саморегуляции, кроме того проявляется творчество и радость поиска новых технических решений. Литература:
|