Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование робототехники в формировании регуляторных навыков у старших дошкольников
Конструирование
Автор: Карачевцева И.Н.,Канищева Н.В., Баринова Н.В., Зарецкая Ю.В.   
04.06.2025 04:35

Использование робототехники в формировании регуляторных навыков у старших дошкольниковИспользование робототехники в формировании регуляторных навыков у старших дошкольников

  • Карачевцева И.Н., к.п. н., учитель-логопед МБДОУ д/с No15 г Белгород
  • Канищева Н.В., учитель-логопед МБДОУ д/с No15 г Белгород
  • Баринова Н.В., воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР
  • Зарецкая Ю.В., воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР

Наиболее часто встречаемая проблема среди учащихся в начальной школе — недостаточно сформированные навыки регуляторной деятельности, которые подразумевают:

  • Способность подчиняться правилам, требованиям;
  • Умение сдерживать свои эмоциональные порывы;
  • Умение сравнивать, реагировать на ошибки;
  • Умение планировать свои действия;
  • Умение действовать по плану, своевременно переключаться на другой этап;
  • Умение предвидеть результаты своих поступков, сопоставлять желаемый результат с полученным;
  • Способность длительно выполнять неинтересную работу У обучающихся данные трудности проявляются в виде низкой успеваемости, некорректном поведении, затруднениях в усвоении новых учебных навыков и знаний, трудностях понимания прочитанного (семантическая дислексия), множественных ошибках различного характера, нарастающих при утомлении (регуляторная дисграфия), дискалькулии, нарушение почерка.

Становление функций программирования и контроля – длительный процесс, который заканчивается в юношеском возрасте, то есть значительно позднее, чем становление всех остальных психических функций. Здесь выделяют несколько этапов, но наиболее существенная перестройка отмечается в возрасте около 7 лет. Этот период связан с формированием произвольной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания. Так А.Н. Вераксы выделяет следующие компоненты регуляторной деятельности: способность оттормаживать действия, не соответствующие текущей задаче (контроль); гибкое и своевременное переключение между задачами или их компонентами (когнитивная гибкость); способность удерживать в уме необходимую для решения текущей задачи информацию и мысленное манипулирование ею (рабочая память).

Психофизиологические исследования показывают, что в возрасте 6–7 лет более простая эмоциональная система активации мозга уступает ведущее место новой системе, связанной с речевой произвольной регуляцией действий. При этом лобные отделы мозга (особенно левого полушария) все более принимают на себя функции «дирижера мозговых ансамблей». По словам Р.Е. Левиной, речь превращает действия ребенка в предмет его сознания и потому делает возможным управление ими, помогает планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть поставленной цели. Поставить конкретную цель и предвидеть результат также помогает речь.

К сожалению задержка и/или нарушение речевого развития является самой распространенной проблемой психического развития современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следовательно, их речевые возможности и имеющиеся особенности не позволяют своевременно формироваться в том числе и навыкам планирования, контроля и регуляции собственной деятельности. Внешне трудности программирования и контроля могут проявляться по-разному. Одни дети гиперактивны, неусидчивы,

несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Другие, наоборот, замедленны, вялы, недостаточно активны, рассеянны. Объединяет тех и других низкий уровень мотивации к вербальным видам деятельности, неумение организовать себя, сконцентрировать внимание на определенной задаче, переключаться от одной задачи к другой, следовать определенным правилам.

Эти трудности не так заметны, пока ребенок дома, — в школе же и детском саду они не могут следовать указаниям педагога, не выслушивают задание до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Неуспех снижает мотивацию к обучению. В итоге ребенок становится стойко неуспешным.

Среди большого разнообразия современных развивающих технологий компьютерные технологии занимают особое место. Современные дети довольно рано знакомятся с различными гаджетами в быту и с удовольствием включают их и в игровую, и в учебную деятельность.

В нашем МБДОУ активно используется Bee-Bot "Умная пчела" — программируемый мини-робот, предназначенный для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он прост в использовании: ребенок задает роботу команды — "вперед", "назад", "направо", "налево" — и наблюдает за их выполнением. Это не просто игрушка, а мощный образовательный инструмент, который помогает решать широкий спектр задач, от развития логического мышления до коррекции речевых нарушений.

Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий.

Для работы с «Умной пчелкой» и Ботли нами был разработан календарно-тематический план и реализовывается в коррекциоонно — образовательной деятельности. Работа запланирована на два года. В старшей группе мы знакомимся и работаем с мини-роботов «Bee- Bot» «Умная пчела», а в подготовительной группе подключаем в работу робота Ботли.

В комплекте к «Умной пчелке» предлагаются коврики по лексическим темам, мы же упростили и сделали для себя работу более удобной, подготовив платформу: рабочее поле «разбили» на клеточки соответствующих размеров (клетка равна «шагу» робота- пчелы), и мягкое стекло. На этом поле можно располагать карточки по разным лексическим темам, схемы, буквы, стрелки, с помощью которых создаем игровые ситуации. Работа направлена на отработку лексических тем — развитию лексико–грамматических категорий, звукового анализа и синтеза, чтения, работу с предложно-падежными конструкциями, автоматизацию и дифференциацию звуков.

На начальном этапе предлагается упрощенная работа по алгоритму:

начинаем работу с детьми со знакомства с мини-роботом и работу по предложенной схеме (маршрут уже обозначен педагогом).

Ребенок программирует робота под контролем взрослого, озвучивая свои действия, запускает и контролирует правильность выполнения задания (результат программирования). На данном этапе обучающиеся учатся управлять роботом, выполнять элементарное программирование с помощью педагога, читать схемы, слышать инструкции. Работа в основном проходит в формате индивидуальной игры.

Примеры игр на начальном этапе:

  • Логоковрик для активизации артикуляционного аппарата: «Пройди по дорожке» ребенок программирует пчелку по предложенной схеме и выполняет артикуляционное

упражнение;

  • Логоковрик для автоматизации и дифференциации звуков:
  • а). «Назови все слова с заданным звуком» пройти пчелкой по всем картинкам с определенным звуком в разной позиции (начало, середина, конец слова);
  • б) «До скороговорки мы дойдем и ее произнесем» — ребенок строит путь пчелки до определенной картинки, дойдя до которой произносит скороговорку (стихотворение,

чистоговорку).

  • Логоковрик для развития связной речи: составь предложение из слов; «Расскажи сказку», «Составь рассказ по серии картинок» — дошкольник программирует пчелку по

последовательности действий в сказке (рассказе). Дойдя до первой картинки, рассказывает начало сказки, затем строит путь до следующей картинки, также описывая действия событий и т.д.

2 этап

  1. Обучающиеся сами выбирают и прокладывают маршрут- составление алгоритма, предварительно обозначив схему движения и выкладывая стрелки, но чаще мы обозначаем маркером;
  2. Программирует пчелку в соответствии с заданным маршрутом, контролирует исполнение запрограммированных действий робота- пчелы. Логоковрики для развития фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа
  3. «Звуковая и слоговая дорожки» — ребенок прокладывает маршрут пчелки по дорожке из заданных букв и одновременно произносит звуковой или слоговой ряд.
  4. «Угадай-ка» — пчелка проходит по заданному маршруту, пчелка доходит до определенной буквы и ребенок называет звук (звуки), живущие в этой букве и придумывает слово с этим звуком.
  5. «Хитрые слоги» – найти картинку (картинки), в названии которых есть заданный звук и назвать их.
  6. «Цепочка слов» – найти соответствующую картинку, Логоковрики для подготовки к обучению грамоте «Найди-ка» — ребенок программирует пчелку по заданию педагога;
  7. «Найди схему места звука в слове»;
  8. «Найди звуковую схему слова»;
  9. «Найди слоговую схему слова»;
  10. этап

На этом этапе дети учатся работать с более усложненным программированием, обучающиеся выбирают и прокладывают маршрут в несколько уровней. Например:

  • работа по развитию грамматического строя речи: «Посчитай», «Бабушкино варенье», «Мамин суп», «Чей хвост?», «Чья голова?», «Любимый компот», «Пирог»;
  • работа с предлогами и приставочными глаголами (машина выехала из гаража, поехала по дороге, объехала лужу, заехала под мост, выехала из-под моста, наехала на кочку, к дому подъехала, в гараж заехала.
  • составление из слов предложений;
  • нахождение противоположных по значению слов и т.д.
  • На этом этапе дети могут работать и программировать уже в малых подгруппах, передавая друг другу полномочия.

4 этап

Работа в парах или малых подгруппах. Робот используется в подгрупповой работе, что способствует развитию коммуникативных навыков у детей, умению слушать команды и следовать инструкциям. На данном этап предлагаем детям следующую работу: дети изучают маршрут, советуются друг с другом, выбирают рациональные пути решения проблемы. Затем один ребенок составляет на планшете маршрут, а второй, слушая инструкции разработчика маршрута, программирует пчелку и прокладывает маршрут.

Например: «Составь рассказ по серии картинок» — дошкольник программирует пчелку по последовательности действий в сказке (рассказе).

Дойдя до первой картинки, рассказывает начало сказки, затем строит путь до следующей картинки, также описывая действия событий и т.д.

Таким образом, благодаря сочетанию традиционных и компьютерных технологий работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей формируются базовые навыки планирования деятельности и саморегуляции, кроме того проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.

Литература:

  1. Чернобровкин В.А., Кувшинова И.А., Бачурин И.В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования//Современные наукоемкие технологии /Чернобровкин В.А. и др.. — 2019. — No11. — С.205-209
  2. Мусейибова Т. С. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание. [Текст] / Мусейибова Т. С. – 2003. – No 8. – С.23- 26.
  3. Цветкова, Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами патологии. // Дефектология. [Текст] / Л.С. Цветкова- М: -2000. 11-18 с.
  4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей [Текст] //Филиппов С.А. Санкт- Петербург — «Наука» — 2010. — 195 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год