Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях интегрированной образовательной среды
Конструирование
Автор: Яшина Елена Николаевна   
03.01.2025 17:56

Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях интегрированной образовательной средыРазвитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях интегрированной образовательной среды

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели.

 

Техническое творчество — это процесс, в ходе которого: происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств); формируется интерес к изобретательству; усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Используя интеграцию технологии конструирования в различных образовательных областях, педагог может подготовить дошкольника к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция в образовательном процессе помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением конструирования, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления:

Во-первых, это создание у дошкольника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции — ребенок получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны;

Во- вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира;

В- третьих, как результат — развитие дошкольника. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для ребенка наблюдение изучаемого объекта не остается изолированным элементом.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического творчества имеет большое значение. Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Во всех групповых помещениях нашего детского сада были организованы центры «Конструирования», «Логики иматематики», «Экспериментирования».

Итак, коллеги, я приглашаю поучаствовать вам в деловой игре.

I раунд- «Разминка»

Вам будет нужно ответить на простые вопросы:

  1. Назовите детали конструкторов, входящие в деревянные строительные наборы: (пластины, кирпичики, полукубы, призмы, трехгранные, цилиндры, брусочки, арки, куб).
  2. Что можно отнести к плоскостному конструированию (танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы).
  3. Какой смысл вы вкладываете в понятие конструирование? Ваше определение конструирования?

(Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)

Отлично справились, размялись, переходим ко второму раунду!! Он называется:

II раунд — «Знатоки методики конструирования»

1. Какими способами конструирования из строительного материала владеют дети ваших возрастных групп?

(накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину).

2. Какие виды заданий детям вы используете в работе?

(постройка по образцу, постройка по условию, постройка по замыслу, теме, схеме, чертежу).

3. Какие методы и приемы способствуют развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности?

(выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевой игре и др.).

4. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми)

III раунд — «Литературный»

Назовите художественные произведения или литературных, мультипликационных героев, которые способствуют развитию и сохранению интереса детей к созданию построек?

( «Три поросенка», «Теремок», Винтик и Шпунтик из «Приключение Незнайки», заяц из мультфильма «И так сойдет», сказки «Летучий корабль», «Приключение Чипполино», «Маша и медведь», «Сказка о Царе Салтане», «Разные колеса», «Волшебное кольцо», «Кошкин дом» и др.).

4 раунд- «Теория»

Педагогам раздаются карточки с методическим материалом, где даётся описание по каждому возрасту, без обозначения возраста. Задача педагогов соотнести описание приёмов конструирования с возрастной категорией.

Выделите основные приемы конструирования по возрастам:

Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.

Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве.

Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.

Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото и чертежу, схеме.

Подведение итогов

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Развитие технических способностей, предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, развитие исследовательских навыков обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.

Развитие конструктивной деятельности и технического творчества осуществляется развитием сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год