Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях интегрированной образовательной среды |
Конструирование | |
Автор: Яшина Елена Николаевна | |
03.01.2025 17:56 | |
Развитие конструктивной деятельности и технического творчества в условиях интегрированной образовательной среды Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели.
Техническое творчество — это процесс, в ходе которого: происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности; развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств); формируется интерес к изобретательству; усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.; воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение; формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями; растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд. Используя интеграцию технологии конструирования в различных образовательных областях, педагог может подготовить дошкольника к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция в образовательном процессе помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением конструирования, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления: Во-первых, это создание у дошкольника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции — ребенок получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны; Во- вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира; В- третьих, как результат — развитие дошкольника. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для ребенка наблюдение изучаемого объекта не остается изолированным элементом. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического творчества имеет большое значение. Первоначально, важной задачей стало повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-пространственной среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Во всех групповых помещениях нашего детского сада были организованы центры «Конструирования», «Логики иматематики», «Экспериментирования». Итак, коллеги, я приглашаю поучаствовать вам в деловой игре. I раунд- «Разминка» Вам будет нужно ответить на простые вопросы:
(Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.) Отлично справились, размялись, переходим ко второму раунду!! Он называется: II раунд — «Знатоки методики конструирования» 1. Какими способами конструирования из строительного материала владеют дети ваших возрастных групп? (накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину). 2. Какие виды заданий детям вы используете в работе? (постройка по образцу, постройка по условию, постройка по замыслу, теме, схеме, чертежу). 3. Какие методы и приемы способствуют развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности? (выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевой игре и др.). 4. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми) III раунд — «Литературный» Назовите художественные произведения или литературных, мультипликационных героев, которые способствуют развитию и сохранению интереса детей к созданию построек? ( «Три поросенка», «Теремок», Винтик и Шпунтик из «Приключение Незнайки», заяц из мультфильма «И так сойдет», сказки «Летучий корабль», «Приключение Чипполино», «Маша и медведь», «Сказка о Царе Салтане», «Разные колеса», «Волшебное кольцо», «Кошкин дом» и др.). 4 раунд- «Теория» Педагогам раздаются карточки с методическим материалом, где даётся описание по каждому возрасту, без обозначения возраста. Задача педагогов соотнести описание приёмов конструирования с возрастной категорией. Выделите основные приемы конструирования по возрастам: Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом. Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве. Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается. Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото и чертежу, схеме. Подведение итогов Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Развитие технических способностей, предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, развитие исследовательских навыков обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов. Развитие конструктивной деятельности и технического творчества осуществляется развитием сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
|