Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический проект «Тико – конструирование»
Конструирование
Автор: Шаралапова Марина Вячеславовна   
26.10.2024 16:54

Педагогический проект «Тико – конструирование»Педагогический проект «Тико – конструирование»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Ленинградская область Гатчинский район п. Торфяное д.43а

по образовательной области: «Познавательное развитие»

сроки реализации 2022-2024 учебный год

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Шаралапова Марина Вячеславовна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации в целом. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создания особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено-конструированию.

Актуальность ТИКО-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как являются отличным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

Скачать проект

Скачать мастер-класс

Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

Конструктор ТИКО используя детьми в собственной деятельности помогает ориентироваться на плоскости и в пространстве, дети общаются, работают в паре, в группе, в коллективе, конструируют поделки обьемные, плоскостные, увлекаются самостоятельным техническим моделированием.

Для ребенка очень важен результат его творческой деятельности, который можно наглядно продемонстрировать, что повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к развитию инженерного мышления, к познанию нового.

Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Образовательные задачи:

  • Формировать представления о плоскостных и объемных (понятия «объем», «куб») геометрических фигурах.
  • Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса
  • Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение)
  • Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений
  • Создавать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
  • Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

Ожидаемый результат: 1 год обучения (3-4 года)

По окончании дети должны знать:

  • основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник)
  • понятия «один»«много»
  • числа от 1 до 3.

По окончании дети должны уметь:

  • сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству
  • ориентироваться в свойствах: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий, красный — синий — желтый — зеленый
  • считать и сравнивать числа от 1 до 3
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также — над, -под, -в, -на, -за, -перед
  • конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.

Ожидаемый результат: 2 год обучения (4-5 лет)

По окончании дети должны знать:

  • плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция)
  • различные виды многоугольников
  • числа от 1 до 5.

По окончании дети должны уметь:

  • сравнивать и классифицировать многоугольники по 1-2 свойствам
  • ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до5)
  • конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.

Объем образовательной нагрузки

Программа разработана для детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 мин/ 20мин

Группа включает 15 детей.

Занятия проводятся вне образовательной деятельности.

Форма обучения очная.

Срок реализации программы 2 учебных года.

Содержание проекта

Проект «ТИКО — мастера» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» — Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения

Проект «ТИКО – мастера» включает в себя по 18 занятий.

 

Вторая младшая группа 3-4 года

Название темы

Цель

«Знакомство с Зайчонком ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Учить соединять ТИКО-детали.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки:Зайчонок ТИКО

«Печенье для Зайчонка»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Учить соединять ТИКО-детали.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: Печенье для Зайчонка.

«Ёжик в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Развивать умение классифицировать по цвету.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: Ёжик.

4.Занятие

«Грибы»

Цель: Классификация геометрических фигур по цвету.

Развивать умение классифицировать по цвету.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: грибы.

5.Занятие

«Зайчонок с Ёжиком соревнуются»

Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.

Развивать умение классифицировать по размеру.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиватьпонятия «короткий - длинный».

ТИКО-поделки: - грибы

6.Занятие

«Беговые дорожки»

Цель: Классификация геометрических фигур по размеру.

Развивать умение классифицировать по размеру.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиватьпонятия «короткий - длинный».

ТИКО-поделки: беговые дорожки.

7.Занятие

«Морковка для Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по форме.

Развивать умение классифицировать по форме.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

ТИКО-поделки: морковка.

8.Занятие

«Домик для Зайчонка ТИКО»

Цель: Классификация геометрических фигур по форме.

Развивать умение классифицировать по форме.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваивать понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».ТИКО-поделки: домик.

9.Занятие

«Лиса в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить   классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваивать понятие «пятиугольник».ТИКО-поделки: лиса

10.Занятие

«Угощение для Лисы»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закреплять   понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: рыба – скалярия.

11.Занятие

«Мышка в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать по схеме.

Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник».

ТИКО-поделки: мышка.

12.Занятие

«День рождения у Мышки»

Цель: Учить классифицировать диких и домашних животных.

Развивать умение классифицировать диких и домашних животных.

Учить конструировать по схеме. Учить различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

ТИКО-поделки: цветок.

13.Занятие

«Птицы – наши друзья!»

Цель: Учить различать многоугольники.

Повторить   понятие «шестиугоугольник».

Учить конструировать объёмные ТИКО-фигуры.

Развивать мелкую моторику.ТИКО-поделки: птичка.

14.Занятие

«День рождения Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 1 – 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. Учить конструировать по схеме.

Знакомить с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.

Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

ТИКО-поделки подарок для Зайчонка ТИКО – конфета (плоскостная и объёмная фигура).

15.Занятие

«Котёнок в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация:   дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: кот, блюдечко (объёмная фигура).

16.Занятие

«Щенок в гостях у Зайчонка ТИКО»

Цель: Учить выделять и называть 2 свойства геометрической фигуры.

Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация   - дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: собака, будка (объёмная фигура).

17.Занятие

«Техника Победы!»

Цель: Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с военной техникой.

ТИКО-поделки: танк,   самолёт (объёмная фигура).

18.Занятие

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба»

Цель: Учить использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

Учить рассказывать в процессе инсценировки сказки.

Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

ТИКО-поделки:   золотое яичко, тарелочка (объёмная фигура).

Средняя группа 4-5 лет

Темы

Цель

1.Занятие

«Летнее путешествие

Зайчонка

ТИКО»

Цель: учить классифицировать различные видытранспорта и конструировать по собственномувыбору.

Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом спомощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: корабль, автомобиль, самолёт(по выбору ребёнка).

2.Занятие

«Осень»

Цель: Учить классифицировать фигуры по 2 – 3свойствам.

Знакомить детей с многоугольниками.

Учить конструировать по образцу.

Развивать умение находить взаимосвязь междуклиматическими изменениями и характернымиприродными особенностями.

Развивать речь детей с помощью игровогообщения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

3.Занятие

«Осенний

урожай в лесу, в

саду и на

огороде»

Цель: учить сравнивать и называть многоугольники

(3-х, 4-хугольник), конструировать ТИКО-фигурыпо образцу.

Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-хугольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойствагеометрических фигур по двум свойствам.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигурыпо образцу.

ТИКО-поделки: корзина, грибы.

4.Занятие

«Друзья

Зайчонка ТИКО

- лесные

животные»

Цель: учить классифицировать диких и домашних

животных.

Развивать умение классифицировать диких идомашних животных.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Осваиваем понятие «пятиугольник».

ТИКО-поделки: лиса.

5.Занятие

«Домашние

животные»

Цель: учить классифицировать диких и домашнихживотных.

Развивать умения сравнивать геометрическиефигуры и выделять их свойства.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Классификация - дикие и домашние животные.

ТИКО-поделки: котенок.

6.Занятие

«Домик для

человека»

Цель: учить выделять и называть свойствагеометрических фигур.

Развивать умения выделять и называть свойствагеометрических фигур.

Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с частями конструкции (дом – стены,

крыша, пол).ТИКО-поделки: человек, дом (объёмная фигура).

7.Занятие

«Вгеометрическом

лесу - зима»

Цель: учить   взаимодействовать в процессеколлективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределятьобязанности в процессе совместногоконструирования (коллективная работа).

Осваивать способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка

8.Занятие

«Детская

площадка»

Цель:учить конструировать по образцу.

Учить подбирать для моделирования необходимыеТИКО-детали.

Учить взаимодействовать, общаться,договариваться в процессе конструкторскойдеятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: горка.

9.Занятие

«Мастерская

Деда Мороза»

Цель: Учить различать многоугольники.

Знакомить с понятием «шестиугольник».

Учитьконструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Закрепить приметы зимы.ТИКО-поделки: снежинка

10.Занятие

«Зимние

№10

забавы»

Цель: учить сравнивать и называтьмногоугольники (3-х, 4-х, 5-тиугольник),конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Знакомить с многоугольниками (пятиугольник),научить их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве(вверх – вниз, вправо - влево).

Развивать игровое общение детей друг с другомпосредством «оживления» ТИКО-поделок.ТИКО-поделки: снеговик.

11.Занятие

«Наши пернатые

друзья»

Цель: учить сравнивать и называтьмногоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник),конструировать ТИКО-фигуры по схеме, пообразцу.

Знакомить с многоугольниками (шестиугольник),учить их различать.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигурыпо схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогатьптицам , нуждающимся в помощи.ТИКО-поделки: птица.

12.Занятие

«Подарок папе!»

Цель: учить сравнивать и называтьчетырёхугольники (квадрат, прямоугольник),конструировать ТИКО-фигуры по схеме, пообразцу.

Знакомить с различными четырёхугольниками (квадрат, прямоугольник), учить их сравнивать иназывать.

Знакомить с различными видами военноговооружения.

ТИКО-поделки: танк.

13.Занятие

«Подарок маме!»

Цель: учить конструировать симметричные узоры.

учить сооружать и украшать поделки с помощьюконструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущихрастений.

ТИКО-поделки: цветок.

14.Занятие

«Транспорт:

водный

транспорт»

Цель: учить находить и называть треугольники(остроугольный треугольник), конструироватьТИКО-фигуры по схеме, по образцу.

Знакомить с различными треугольниками, научитьнаходить и называть остроугольный треугольник.

Знакомить с различными видами водноготранспорта.

ТИКО-поделки: парусник.

15.Занятие

«Транспорт:

наземный

транспорт»

Цель: учить конструировать с помощью словеснойинструкции.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощьюосязания (наощупь).

Знакомить с различными видами наземноготранспорта.

Повторить правила дорожного движения.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,вправо - влево.

ТИКО-поделки: автомобиль, светофор,пешеходный переход

16.Занятие

«Техника Победы!»

Цель: Учить конструировать сложные конструкциипо образцу.

Развивать умения выделять и называть свойствагеометрической фигуры.Учить конструировать по схеме и по образцу.

Знакомить с военной техникой.

ТИКО-поделки: танк, самолёт (объёмнаяфигура).

17.Занятие

«Цветы»

Цель:учить подбирать цветовое оформление дляТИКО-конструкции на основе симметрии.

Знакомить с различными видами цветущихрастений.

Развивать умение выбиратьТИКО-детали поцветовому сочетанию.

Учить конструировать симметричные узоры.ТИКО-поделки: цветы

18.Занятие

«Насекомые»

Цель:учиться ориентироваться в пространстве–направо, налево.

Учить определять форму геометрических фигур спомощью осязания (на ощупь).

Развивать представления о взаимосвязи ивзаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз,вправо - влево.

ТИКО-поделки: бабочка.

 

 

 

Формы и методы занятий

Проект рассчитан на реализацию содержания такими методами и приемами:

-Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);

-Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);

-Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).

Мониторинг

Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.

Уровни сформированности творческой активности воспитанников

в различных видах деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно без ошибок, справляется с заданием

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет задания с помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания

Педагогическая диагностика проводится два раза в год:   1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения оцениваются по 4х балльной системе:

Высокий уровень –4; Достаточный уровень – 3; Средний уровень – 2; Низкий уровень – 1;

 

Используемая литература

Логинова И.В. "Сборник схем для плоскостного конструирования".

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год