Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект: «Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества «Технология успеха» в подготовительной группе.
Конструирование
Автор: Вечканова Татьяна Васильевна, Баскакова Оксана Анатольевна   
11.03.2022 11:51

Проект: «Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества «Технология успеха» в подготовительной группе.Проект: «Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества «Технология успеха» в подготовительной группе.

Выполнили воспитатели:

  • Вечканова Татьяна Васильевна
  • Баскакова Оксана Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад «Росток» г.о. Самара. 2022 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Важная задача дошкольного образования сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

 

Скачать проект

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию у детей конструктивно-технических способностей. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме. Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявленные ФГОС ДО к организации дошкольного образования.

Игра порождает радость, свободу, довольство,

покой в себе и около себя мир с миром.

Фридрих Фребель.

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, творческий, игровой.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема проекта:.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка

Актуальность.

Лучшая школа интеллектуальной подготовки и развития познавательной активности, социально-личностных качеств дошкольников – игра. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений. Через игру дети учатся принимать и применять все новое, что появляется в их жизни. Задача инновационного развития экономики требует опережающего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Уникальность робототехники в том, что она позволяет объединить конструирование и программирование в одном курсе, позволяет дать азы информационного моделирования, использовать информационно-коммуникативные технологии. Робототехника представляет технологию 21 века и на разных ступенях образования имеет различные цели, которые способствует развитию коммуникативных способностей, развивают навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывают творческий потенциал ребенка. Техническое творчество — нужный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Лего конструирование – одно из самых современных направлений развития детей.

LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи.

При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причём все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO;

  • Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения
  • Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников

Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO — конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков

Новизна проекта заключается в том, что в образовательном процессе детского сада применяется новое оборудование, конструкторы нового поколения:

Цель проекта:

: Развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством лего — конструирования.

Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.

Задачи проекта:

Развивающие:

Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

Развивать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;

Образовательные:

Формировать навыки конструирования по образцу, замыслу, заданной схеме, рисунку;

познакомить с основными деталями LEGO- конструктора,

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;

воспитывать ценностное отношение

к собственному труду,

труду других людей и

его результатам.

Формирование умений самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

Создание условий для культурного роста и удовлетворения познавательных интересов родителей в их совместной деятельности с детьми и педагогами.

Образовательные области и задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Формировать трудовые навыки и умения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формировать ответственное отношение к порученному заданию.

Развивать умение соблюдать правила безопасности при использовании орудий труда.

Познавательное развитие:

Познакомить детей с разными видами водного транспорта, опираясь на иллюстрации.

Формировать и расширять представления детей младшего дошкольного возраста о транспорте вообще и о водном транспорте в частности.

Речевое развитие:

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, отгадывать и придумывать загадки. Формировать интерес к произведениям фольклорного жанра (пословицы, поговорки, загадки).

Художественно-эстетическое развитие:

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать творческую активность у детей и их родителей;

Планируемый результат:

Дети научатся:

различать и называть виды и детали конструктора;

конструировать по условиям заданным взрослым; по образцу, по картинке, по замыслу;

работать в паре, коллективе;

рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

морально-волевые качества: старательность, внимательность, умение работать в коллективе, творческие способности;

познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность

умения самостоятельно договариваться друг с другом;

конструкторские навыки и умения;

дети разовьют мелкую моторику рук;;

Продукты проекта:

Для детей: изготовление поделок

Для воспитателя: расширение знаний в области НТМ, пополнение методической копилки педагога. Презентация.

Для родителей: мастер-класс по изготовлению поделки, консультации, мастер – класс.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный.

Работа воспитателя

Изучение и подбор нормативных документов, методической и научно-популярной литературы;

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Анализ имеющихся условий, организация начального-материально-техническое обеспечения Центра.

Анализ состояния специализированной образовательной среды начального технического творчества, выявление проблемы.

Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта.

Утверждение плана.

Разработка инновационного проекта, составления рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Подобрать иллюстрационный материал и видео материал по теме Лего – конструирование и робототехника;

Разработка конспектов занятий и презентаций по планируемой теме.

Подборка игр с использованием Лего – конструктора. 10.. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

11. Подобрать консультации и анкету для родителей.

II этап. Практический:

Беседа о том, «Почему люди становятся изобретателями и для чего нужно заниматься техническим творчеством»

Беседа о профессиях (строитель, конструктор, архитектор), рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто такие изобретатели- конструкторы».

Рассказ-беседа «Интересное вокруг нас»

Занятие по Лего-конструированию «Путешествие по ЛЕГО стране»

Чтение:. Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Изобретатель».

5. Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Разные колеса».

6. Чтение художественной литературы: (В. В. Маяковский «Кем быть»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта.

Рассматривание образцов, схем ПОСТРОЕК.

Просмотр мультфильма «Кто создал ЛЕГО»

Просмотр презентации «Откуда появилось Лего?»

Мультфильм «Веселый конструктор».

Игры «Веселое конструирование» (разные виды конструктора.

Игра «Конструкторское бюро».

Конструирование по замыслу (конструктор Лего)

Конструирование по теме «Такие разные дома»,

Конструирование по образцу.

Игра «Улица города»

Конструирование «Космические корабли»

Самостоятельная деятельность «Строим сами»(конструктор Лего)

Игры с использованием LEGO-конструкторов

Консультация для родителей по теме: «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?»

Анкета для родителей.

Мастер – класс для родителей — «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

III этап. Результативность проекта:

Продукт проекта презентация « «Технология успеха»

Заключение.

Дети получили больше информации по теме конструирование и робототехника., познакомились с новыми инструментами, используемыми в моделировании, расширили свой словарный запас Закрепили практические навыки в работе с инструментами и правила безопасности. новыми словами, пополнили знания и практические умения при изготовлении модели.

Родители, в свою очередь, пополнили запас знаний о военной технике и интересном способе изготовления игрушек из бросовых материалов, изготовили на мастер-классе собственные поделки

Установлены партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:

  1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
  2. Е.В. Фешина «Лего — конструирование в детском саду» — М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
  3. Каталог сайтов по робототехнике — полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http: //robotics. ru/
  4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  5. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
  6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.
  7. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  8. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http: //sochi-schools. ru/sut/im/d_114. pdf)
  9. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http: //mon. gov. ru/pro/fgos/
  10. Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www. int-edu. ru/object. php? m1=3&m2=62&id=1002
  11. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. — Москва, Владос, 2003 г.

Приложение 1.

Конспект занятия по Лего-конструированию «Путешествие по ЛЕГО стране»

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.

Задачи:

  1. Развивать зрительное и пространственное восприятие;
  2. Активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки;
  3. Закреплять умения детей строить по образцу;
  4. Развивать наглядно-действенное мышление;
  5. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке; 6) Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части;
  6. Развивать у детей умения, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему.

Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка.

Ход: Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер.

Звучит загадочная музыка. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек.

Я ЛЕГО — человек. Я прилетел к вам из волшебной страны ЛЕГО. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.

- Дети, вы согласны помочь ЛЕГО — другу.

Он такой интересный, необычный (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)

- Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей) — Да, он сделан из деталей конструктора.

- А как называется этот конструктор?

Правильно. Это конструктор ЛЕГО.

- Он попал к нам из волшебной ЛЕГО страны. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться. — Вы согласны? Как туда попасть?

- А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей. Но сначала построим волшебную дорогу. Кирпичик нужный найди, Дорогу в ЛЕГО — страну собери.

Развивающая игра «Волшебная дорожка»

Что бы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.

- У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.) Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил эту деталь?

- Все поставили свои детали? Дорога готова?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола).

- Можно отправиться в путь. (Как заклинание) Друзей с собою возьми. И в ЛЕГО страну попади.

Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)

Мы с вами в ЛЕГО стране. (Беру человечка)

А вот и зоопарк (подходят к столу с зоопарком).

Поспешим к нему! Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим.

- Из чего она сделана? Да из деталей Лего — конструктора.

- Все ли детали одинакового цвета?

- А какого они цвета?

- А по размеру одинаковые (уточнить размер)?

- Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки). Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство. Детали, детали, Вы спать не устали. Сегодня с утра Нам строить пора. Начинаем строительство. (Поза. Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)

- Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены. Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями).

Было много кирпичей.

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали Крепкой стенкой встали.

Зоопарк восстановлен.

Можно вернуться на полянку.

- Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк! Вам нравится?

Какие мы молодцы.

Жители ЛЕГО страны будут приходить в зоопарк…

Рассматривать и кого они увидят.

Но животных в зоопарке нет.

- А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете!

- А показать руками вы их сможете?

Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)

А как собаку показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою).

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками).

В зоопарке стоит слон

Уши, хобот, серый он.

Головой кивает,

Будто в гости приглашает.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив глаза.

Он зеленый весь, как тина.

От макушки до хвоста.

- Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!

Из ЛЕГО выросла стена. Продолжим добрые дела?

У ЛЕГО — друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – стране, значит, собрать животных можно из…

ЛЕГО – деталей! У нас есть схемы животных. Одни схемы легкие, — они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим (дети подходят к доске). Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из лего. Кто какого животного хотел бы собрать? Возьми фотографию — схему и пройди за столы — там будет удобнее работать. (Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости).

Осанка, поза, неуверенные. Мы с умом и разумом строим все по- разному. Вот как в ЛЕГО стране бывает – Все, что мы любим — оживает. Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк.

Посмотрим — кто в нем будет жить. В нашем зоопарке поселился. Его построил

- Расскажи о нем: есть ли у него имя?

Что он любит делать?

Есть ли друзья?

Какой он по характеру?

Кто его сосед по зоопарку?

Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали. ЛЕГО — другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?

Вы помогли жителям ЛЕГО страны. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные — замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя, за что можете похвалить?

А теперь встаньте в круг и соедините ладошки. Расцветай ЛЕГО — страна А нам домой возвращаться пора.

Закрывайте глазки. Мы уходим из этой сказки

Приложение 2.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бросового материала, бумаги.

Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы: 1) Количество детей в семье ________

Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки?

_______

Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься техническим моделированием? _________

Кто должен знакомить детей с техническим моделированием?

родители

бабушки, дедушки

воспитатели

братья, сестры

другие (укажите) __________________________

(нужное подчеркнуть)

Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___________

Кто-нибудь из старшего поколения занимался техническим моделированием? ___________

Как Вы считаете, есть ли польза для детей от технического моделирования? ______ Если да, то какая?

развитие творчества, воображения

развитие познавательных способностей

развитие исследовательских навыков

формирование тонкой моторики рук

другие (указать) __________________________

(нужное подчеркнуть)

Хотели бы Вы получить информацию о техническом моделировании и его значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения? _____

Спасибо!

Приложение 3.

Консультация для родителей по теме: «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?»

В чем польза конструктора?

Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение с конструктором не всегда дается ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта игрушка интересна такому авторитетному человеку, как папа вызывает особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите применение для его поделок на практике.

Играть, используя конструктор для детей не только весело, но и полезно. Ведь при сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление. Именно поэтому конструктор так полезен для детей любого пола и возраста, он помогает развиваться не только физически, но и творчески.

Какой вид конструктора выбрать?

  1. Самым первым и простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают маленьких детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будете вы, а ребенок будет просто с удовольствием рушить ваши постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать, и вы увидите, что постепенно его постройки становятся все более сложными.
  2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.
  3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
  4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению многим другим навыкам.
  5. Конструктор для детей «LEGO» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.
  6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Существует еще множество других разновидностей конструкторов. Выбирая игру для своего ребенка, сначала соберите что-то самостоятельно, и вы поймете, подойдет ли такой вид конструктора вашему ребенку, а так же сможете оценить качество материалов.

Выбирая конструктор для детей, обратите внимание на его упаковку. Она должна быть прочной и привлекать внимание ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок хранил в ней не только сам конструктор, но и свои поделки, приучаясь таким образом быть бережливым и аккуратным. Хотя готовые поделки лучше хранить на видном месте, а не в коробке, чтобы ребенок всегда видел результат своих работ, гордился этим и стремился к большему

Приложение 4.

Картотека игр с использованием LEGO-конструкторов

Назови и построй.

Материал: набор конструктора LEGO "Дакта"

Цель: Закрепить названия конструктора LEGO "Дакта", учится работать в коллективе.

Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий даёт задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.

LEGO подарки.

Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, LEGO-подарки.

Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.

Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.

Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход.

Запомни расположение.

Материал: набор конструктора LEGO "Дакта", платы у всех игроков.

Цель: развитие внимание, памяти.

Правила: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Построй, не открывая глаз.

Материал: плата, конструктивный набор.

Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Правило: перед детьми плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.

Для наборов LEGO характерны высочайшее качество, эстетичность, необычная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы LEGO — это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. Как показывает опыт, дети вначале не склонны: рассматривать детали: они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей конструктора LEGO в коробки. При этом детям можно предложить разные виды игры. Например: собери по цвету, кто быстрее соберет в коробочку..

К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше использовать уже знакомый детям конструктор LEGO "Дупло". Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и попросить детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными. Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для фермера. Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, стол).

Приложение 5.

Мастер – класс для родителей

«Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:

повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс.

Задачи:

ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;

расширить и уточнить представления родителей о конструкторе «Лего»;

формировать практические навыки игры в конструктор вместе с ребёнком; Оборудование:

компьютерная презентация;

наборы конструкторов: «Лего Дупло» (крупный), «Лего Дакта» (мелкий).

стулья и столы по числу участников мастер – класса; План мастер-класса:

Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся!»

Вступительное слово.

Ознакомление с конструктором «Лего» и методами игры в него.

Практическая часть:

Игра — экспериментирование «Уточка».

Игра «Построй свою историю». 5. Представление историй 6. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся!»

Родителей приглашают встать в круг и предлагают поприветствовать друг друга, улыбнуться, поздоровавшись разными способами: участники здороваются с каждым из присутствующих;

2. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Хотелось бы начать свой мастер- класс с небольшого стихотворения:

Порой устаем от бессмыслицы вечного бега,

Кому-то пытаясь полезность свою доказать А лучше возьмем вечерком мы детали из «Лего» И будем с ребенком его мечту собирать!

Сегодня я расскажу, почему нам просто необходимо играть в «Лего» вместе с нашими детьми. И раскрою секрет, как это сделать увлекательно!

3. Ознакомление с конструктором «Лего» и методами игры в него.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.

«Лего» — самая популярная игра на планете. У слова «Лего» два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору звание — «Игрушка столетия». Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

Неограниченный потенциал игры.

Подходит для девочек и мальчиков.

Подходит для всех возрастов.

Подходит для любого сезона.

Здоровые и спокойные игры.

Можно долго играть.

Развивает воображение и творческие способности.

Чем больше кирпичиков «Лего» – тем лучше.

Качество видно в каждой детали.

Конструктор «ЛЕГО» можно разделить на два больших класса: классическое мелкое «ЛЕГО» и крупное «ЛЕГО- Дупло».

«ЛЕГО- Дупло» предназначено для детей с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей — в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части — платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки, заборчики. Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в «Лего Дупло» много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам.

Мелкий «ЛЕГО» — конструктор.

«Лего Креатор». С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким «Лего». В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

«Лего Сити». Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда ит. д.) Тематические наборы. «Лего» постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

«Лего Ракерс» — это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

«Лего Техник». Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

«Лего Миндстромс». Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.

-Как же играть в «Лего»?

У многих родителей «Лего» ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры «Лего», то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления, которое активизируется при сборке по инструкции.

Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. «Лего» очень похож на глину или пластилин — можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей.

Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы).

«Лего» – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов!

4. Практическая часть.

Индивидуальная работа

Игра — экспериментирование «Уточка».

Цель: развитие творческого воображения родителей через моделирование уточки.

Оборудование: одинаковые наборы конструктора «ЛЕГО» по количеству родителей.

Уважаемые родители, перед каждым из вас одинаковый набор конструктора «Лего» (3 кубика, 3 кирпичика).

Давайте попробуем построить уточку без образца, не подглядывая друг у друга.

Обратите внимание, в результате одинакового задания у вас получились уточки разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. — Если кто-то смоделировал перевернутую утку, т. е. кнопками кубика вниз, а трубками вверх, значит у этого человека нестандартное мышление.

Вывод: у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

Работа в малых группах.

Игра «Придумай свою историю»

Цель: совершенствование умения родителей организовывать игру вместе с ребёнком; формирование навыков общения.

Оборудование: наборы конструктора «Лего –Дакта».

Сейчас, уважаемые родители, мы разделимся на творческие группы.

(Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов). — Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, мост, страх). Родители моделируют историю с этими словами. Например: «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокий мост, стало ему очень

страшно. Приехали спасатели и сняли его с моста (родители строят кота, мост, спасателя и т. д.).

У следующей группы другая история. Истории можно объединить одним персонажем.

Представление историй

Каждая творческая группа показывает свою постройку и рассказывает сочиненную историю.

Рефлексия

Участникам предлагается оценить работу мастер–класса, выполнив два задания.

Задание 1. Закончи фразу: «После сегодняшней встречи, я…»

Задание 2. «Выбери цвет» (с помощью кубиков «Лего»)

Если участники считают, что мастер– класс прошел плодотворно и им было интересно, они выбирают красный кубик, если есть какое-то неудовлетворение, что-то хотели бы изменить или добавить, участники выбирают желтый кубик. Если было непонятно и неинтересно, то выбирают зеленый кубик.

В заключении мастер класса по Лего конструированию все участники мастер –класса решили развивать творческие способности, конструкторские умения детей, воспитывать личности, которые способны самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год