Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Коновалова Ирина Леонидовна   
26.03.2014 09:07

Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.Наш опыт
Почему меня заинтересовала эта проблема  - общение и сотрудничество детей взрослых? Работая с детьми уже на протяжении нескольких лет, я, как и многие, считаю, что и детям, и взрослым сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Можно отметить, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Приходится констатировать то, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связанна с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.

Скачать презентацию

Можно наблюдать  стихийное возникновение у них негативных форм поведения, ненужных конфликтов, как со сверстниками, так и с взрослыми, приходилось наблюдать, как дети стремятся, но часто не умеют, вступать в контакт, выбирать уместные способы общения с друзьями, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая речевой этикет, дослушивать и понимать партнера. Все это послужило поводом для меня заинтересоваться причинами этих проблем, созданием дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения с взрослыми, облегчая тем самым процесс воспитания и обучения в детском саду, более легкого вхождения детей во взрослую жизнь, принятия ими её трудностей. Как известно, в дошкольном детстве познание мира происходит через игру.
Е. В. Субботский: "...Если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в "серьезной" деятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа".
Огромная роль принадлежит здесь и сотрудничеству педагога с родителями, их заинтересованности в актуальности этой проблемы, желании видеть в педагоге своего единомышленника и помощника. Мне с этим очень повезло за 4 года совместной работы, мы очень сдружились с родителями.
Приходится проникнуться психологической теорией, ознакомится с новыми технологиями, овладеть психогимнастикой. Особенно меня заинтересовали интерактивные игры и упражнения, разработанные немецким психологом Клаусом Фопелем. В ходе интерактивных игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются совсем не так, как в повседневной жизни.
Интерактивное обучение по К. Фопелю – это активное, постоянное взаимодействие между педагогом и ребенком в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития воспитанника, тем самым повышая качество их воспитания и текущий контроль самостоятельной деятельности детей.
Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.
Общие цели интерактивных игр:
- помочь ощутить единение с другими (стеснительные, одинокие, пережившие потерю близких, друзей ощущают свою целостность с окружающими);
- вселить в детей надежду (надежда -  такая установка, которая помогает пережить тяжелое обстоятельство.Когда все в порядке, надежда не нужна, но именно она дает взрослым и детям внутреннюю силу, целеустремленность);
- показать детям, что значит – уважение (уважение к ребенку проявляется напрямую, непосредственно в связи с его поведением.Ребенок чувствует, что его уважают, когда его опрашивают и внимательно выслушивают его рассуждения);
- учить ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность (научить различать эмоции и мышление, фантазию и истину; научить жить в реальном мире);
- принимать решения самостоятельно и в группе (выработать навык обсуждения и анализа разных вариантов решения);
- учить детей сочувствию (можем достичь этого – пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди.Учить ставить себя на их место, понимать и чувствовать их внутренний мир; уважать чувства других людей, различных по национальности и по культуре);
- помочь расцвету личности ребенка (нельзя допускать, что бы ребенок ориентировался только на наши требования.Мы должны ему помочь принять его собственные желания и цели);
- развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим (побуждать детей давать обратную связь воспитателям и своим сверстникам.Это обеспечивает открытое, искреннее живое общение);
- помочь справляться детям со своими страхами и стрессом ( предоставить возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивать…);
- показать, что можно жить без насилия ( т.е. помочь выразить свои чувства без агрессии и конфликтов, научить контролировать свой гнев, проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме);
- достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями (уменьшить элемент соревновательности);
- достичь внутренней гармонии и уравновешенности
- развивать чувство юмора (уметь видеть в сложных ситуациях комическое иногда позволить себе просто смеяться и «почудить», показать детям, что жизнь вполне сносна);
- развивать сильные стороны своего характера (чем раньше мы начнем развивать навыки сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки, тем лучше дети проявят себя в сложных, неоднозначных ситуациях).
В своей работе я всегда стремилась создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка и для себя лично. Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении со мной, воспитывала у детей стремление к постоянной занятости по интересам, способствовала поддержанию положительного эмоционального состояния. Для меня стало правилом: «Не командовать, а сотрудничать». Мне очень хотелось быть для своих детей другом, дать им понять, что я такая же, как и они, но в силу того, что старше их  - больше умею, знаю и понимаю, а чувствую я так же, как они. Как уже было сказано ранее, с интерактивными играми я познакомилась, когда мои дети были уже на пороге выпуска в школу. Этот возраст характеризуется произвольностью поведения и психологических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения больше,  чем жизнь животных или явления природы. Для них  важно общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.Детям  становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми.  Вместе с педагогам пытается даже проанализировать и объяснить свое поведение.
Контакты с взрослыми приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми. Этому способствует:
1) развитие речи, которое у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию;
2) достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем, которым стремится поделиться ребенок.
В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Мои дети  способны были уже не только оценивать себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. В группе произошло уже как бы разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользовались уважением и симпатией сверстников.  Они легко вступали с ними в контакт и достаточно свободно  общались. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) старались держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагали игру первыми. Возникли симпатии и антипатии, которые глубоко переживались детьми. Эти переживания могли привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоции: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению.
Культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д.Б. Эльконин, «… образ себя через другого».
В трудах К. Фопеля, работе по снятию напряженности, стресса, агрессивности и других негативных проявлений посвящены целые подборки игр. Знакомясь с ними, я отбирала для себя наиболее приемлемые игры, упражнения и использовала их в нужной ситуации. Я сделала подборку такие игры: «Да и нет», «Тух – тиби - дух», «Ворвись в круг», «Отдать приказ», «Король» и другие. Играя в эти игры, мои дети проживали разыгрываемую ситуацию, и с присущей им эмоциональностью и гордостью, имитируя движения, важно входили в образ.
Мы разучили новые игры «Головомяч», «Небоскреб», «Картонные башни», «Один и вместе», «Пчелы и змеи», которые способствовали сотрудничеству. Кроме того мы учились всегда анализировать свои чувства, говорить об этом не стесняясь, выслушивать других. Дети еще более проникались чувствами друг друга. У них проявлялись забота, нежность, переживание за партнера. Даже те дети, которые были в ссоре в данный момент или, говоря на детском языке «с которыми не играли», тоже получали свою толику внимания и заботы. А после этого и ссора забывается проще.
Конечно, интерактивные игры – это не догма и не волшебная палочка – поиграл  и все получилось. Для хорошего общения нужно долго работать помимо этого. Социализация сейчас стоит на первом месте. Но, тем не менее, эти игры позволяют раскрыть личность детей, их внутренний мир, раскрепостить и научить их не только преодолевать трудности, но и радоваться своим успехам и достижениям других, уметь видеть прекрасное и наслаждаться этим миром.
Я очень довольна, что открыла для себя мир интерактивных игр и приобщила к ним других. Они просты, приемлемы для проведения в детском саду,  не требуют кропотливой подготовки, специального оборудования. Можно использовать материалы, которые имеются в каждом детском саду: одеяло, воздушные шары, мячи разной величины, салфетки, платочки, веревки, подушечки, мелкие игрушки и многое другое. В некоторых играх можно использовать музыку, преимущественно классическую, которая так же благоприятно влияет на детей. И главное, если вы хорошо знаете группу, и вас вдохновляет какая - то игра, есть большая вероятность, что эта игра «сработает».
Важным аспектом работы с интерактивными играми в подготовительной группе для меня являлась организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Для некоторых детей детский сад- это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни и пообщаться. Организуя игры в группе, приглашая к беседе и анализу, я предлагаю детям сесть в круг для разговора и поделиться впечатлениями, переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого ребенка.
Интерактивные игры использовались мною как отдельный вид деятельности, так и элемент занятия (в начале – для сосредоточения, налаживания контакта, закрепления умений невербального общения, развития чувства близости с другими детьми, преследуя общую цель – двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности:«Ласковое имя», «Звезда», «Комплимент», «Скульптура»; в середине  - в качестве паузы, отдыха, расслабления, как физ. минутка «Снежинки», «Зеркало»,  «Через стекло», «Подарок»; в конце – как элемент релаксации, либо достижения апогея эмоций:«Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай - Болтай», «Фея сна», «Волны», «Походки», «Факиры», «Каждый спит»). Дети, овладев игрой, просили поиграть ещё и ещё раз. А затем и сами становились организаторами игровой деятельности.
Хорошим помощником интерактивные игры были мне в работе по нравственному воспитанию детей. Ведь в умении наладить хорошее общение, пожалуй, не малую роль играет знание вежливых слов, выбранный тон разговора, знание правил поведения в обществе.
Теперь у меня новый набор детей. Решение проблемы общения и сотрудничества и сейчас актуально. Я, используя свой опыт, осваиваю новые игры и упражнения, методы и приемы, приемлемые для малышей. Отмечая динамику развития общения, установления доверительных, но требовательных отношений, мы начинаем переходить постепенно к сотрудничеству.
Интерактивные игры в младшем возрасте, в основном, направлены на развитие физических  качеств. Так же мы расширяем представление о мире звуков. Играя в подвижные игры, дети учатся с удовольствием. Игры дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что – то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе  или вместе со мной. Подвижные игры ориентированы на взаимодействие. Душевная радость тесно связана с телесной, а значит эти игры в равной степени важны для нормального развития ребенка.
Мы уже познакомились со многими играми, в которых дети берут на себя образы, в основном животных. Им очень нравится подражать им, имитируя их голоса, движения, повадки.
Это игры: «Я  кот Мур – Мур», «Леопарды», «Охотники и зайцы», «Летучая рыбка», которые способствуют вовлечению малоактивных, необщительных детей. Ведь в подвижные игры любят играть все. Детям приятно брать на себя роли и не сдерживать эмоции в игре. Это нас очень объединяет, налаживается общение, взаимопонимание, теплеют наши взаимоотношения.
О результатах работы с этими детьми говорить пока рано. Но уже сейчас я отмечаю для себя динамику развития нашего общения и сотрудничества, значит, начало положено верное.
Вывод очевиден: играть  с детьми необходимо как можно больше и чаще. Обычную детскую игру, общение со сверстниками и с взрослыми  не может заменить ни видеомагнитофон с мультиками, ни компьютер с диггерами, ни самый замысловатый конструктор. Потому что в игре ребенку необходимо контролировать свое поведение и понимать, что и для чего он делает, стоить общение и понимать других. С нашей  помощью ребенок сможет делать что-то не слишком привлекательное ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у него появляется волевое поведение. Ни в коем случае не заставлять его делать то, чего он не хочет! Наша задача здесь не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) свои желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам. Но делать дело ребенок должен сам. Не под нашим нажимом или давлением, а по собственному желанию и решению. Только такая помощь может способствовать становлению его собственных качеств личности.
Библиографический список:
1.К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? в 4 частях
Психологические игры и упражнения. М.:  «ГЕНЕЗИС» 1998 г.
2. К. Фопель. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. М.: «ГЕНЕЗИС» 2005 г.
3. К. Фопель. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. М.: «ГЕНЕЗИС» 2005 г.
4. Знакомимся с программой о «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под.ред. О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой. М.: 1999 г.
7.  С. С. Бычкова. Формирование умения общения  со сверстниками  у старших дошкольников. М.: Издательство «АРКТИ»  2003 г.
8. С. И. Семенако. Учимся сочувствовать и сопереживать. М.: Издательство «АРКТИ»  2003 г.
9. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Творческий центр «Сфера». М.: 2003 г.
10. В. Н. Романюта. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М.: Издательство «АРКТИ»  2002 г.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (187) выйдет
18 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (186) за 2021 год
Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год