Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Иванова Оксана Александровна   
05.02.2014 04:23

Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученикаИспользование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика учитель-логопед Иванова О.А.
Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда – это не просто совокупность знаний, умений, навыков учителя, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях специального образования с помощью элементов информационных технологий.
В течение многих десятилетий в отечественном специальном образовании сложилась система логопедического воздействия, которая предусматривает как групповые формы коррекционной работы, так и индивидуальные занятия с детьми.
Логопедическое воздействие индивидуальное    групповое
В настоящее время в связи с изменением условий оказания логопедической помощи детям использование традиционных приемов работы не всегда позволяет получить желаемый результат. В связи с этим проблема результативности логопедического воздействия в настоящее время не теряет своей актуальности, так как при недостаточности или низкой результативности коррекционного воздействия в дошкольном возрасте ребенок с недоразвитием речи оказывается неготовым к обучению в условиях общеобразовательной школы.
Одним из важнейших направлений поиска в отечественной логопедии является поиск путей и способ активации внимания ребенка с недоразвитием речи на логопедическом занятии и в связи с этим повышение его заинтересованности. Так, применение компьютерных технологий в работе учителя-логопеда позволяет реализовать следующие задачи:

Скачать полный конспект

1.    Повышение мотивационной готовности ребенка.
2.    Развитие навыков зрительно-моторной координации.
3.    Изменение подходов к использованию средств наглядности (т.е. кроме плоскостного изображения используются целые модели).
Компьютерные задания могут использоваться в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу; в середине – для подачи основного материала; в конце – для закрепления полученных знаний.
В структуру занятия могут включаться как одинаковые, так и различные по типу задания.
Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психо-эмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем.
В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа.
Она осуществляется с опорой на наглядность. Для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка, слишком рано включенного в аудио – и видеосреду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Поэтому необходимо уделять значительно больше внимания возможностям информационно-коммуникативных технологий и шире внедрять их в традиционные формы коррекционно-логопедической работы. Использование учителем-логопедом элементов компьютерных технологий позволяет построить новый «обходной» путь обучения.
Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивными. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действие ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью.
В то же время использование обучающих программ в работе с детьми дошкольного и школьного возраста ограничено гигиеническими требованиями: ребенок 5-7 лет может «работать» за компьютером не более 5-7 минут два раза в неделю. Поэтому логопед на индивидуальных занятиях может использовать только элементы компьютерных технологий, включая упражнения, предложенные в компьютерном варианте, в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия.
На подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятие перед зеркалом, предлагая ребенку при реализации движения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей.
Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную презентацию, позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. Ребенок может сам выбрать, опираясь на символы, те упражнения, которые предлагает взрослый.
При автоматизации и дифференциации поставленных звуков вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок может не только называть появившуюся на экране картинку, он может, постепенно осваивать действия с мышкой, находить нужную картинку в имеющейся программе.
Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков могут быть предложены родителям вместо традиционных рекомендаций на стенде, во время проведения консультаций, например, я использую информационное пространство – Интернет, как средство для общения с родителями, своего рода on-line консультации.
Например, презентация по артикуляционной гимнастике «Знакомство с Язычком».
Фрагмент презентации по артикуляционной гимнастике
«Знакомство с Язычком»:
Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывает интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно начинают стимулировать детей к выполнению домашнего задания.
Использование мультимедийных средств позволяет проводить работу не только по преодолению нарушений звукопроизношения, но и формировать лексико-грамматические средства языка на групповых занятиях. Так, в своей работе использую электронные презентации в PowerPoint, большое количество анимированных  Flash картинок, как в качестве основного задания, так и качестве поощрения правильного ответа ребенка.
В своей работе я использую современные учебно-методические комплекты с применением информационно-коммуникационных технологий  обучения; электронные пособия; так же практикую применение мультимедиа презентации, выполненные с помощью MS Power Point, являющиеся авторскими разработками.

Например, фрагмент презентации на тему «Домашние животные»:
Слайды составлены по всей теме «домашние животные»
Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в развитии и коррекции речи за счет более высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность по-новому.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год