Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Филипова Елена Владимировна   
19.07.2015 11:38

Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.

Составитель:

Филипова Елена Владимировна, воспитатель первой категории МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49 г. Екатеринбурга.

«Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное, двигают развитие вперёд». Выготский Л. С.

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно-обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знать, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО), основная цель которого – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детского сада.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Однако бурное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Формирование способности принимать решения.
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

Области применения ИКТ для развития дошкольников:

  • Использование глобальной сети Интернет.
  • Использование компьютера для ведения документации.
  • Использование развивающих компьютерных программ.
  • Использование компьютерных презентаций на занятиях.
  • Использование интерактивной доски в НОД.
  • Использование компьютера для диагностики детей.

Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.

В детском саду можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

Можно создать собственные компьютерные презентации Microsoft PowerPoint разработанные с учетом особенностей развития детей. Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу.

При использовании презентации педагог может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами.

(ФГТ) Требования к информационно-методическому обеспечению включают:

Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:

  • управлять образовательным процессом;
  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  • формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
  • использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
  • проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
  • Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров;

Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать определенные условия:

  • Компетентность в области компьютерной грамотности

С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

  • Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе:
  • Санитарно-гигиенические требования.
  • Технические, эргономические и эстетические требования

Согласно действующим санитарно-эпидемиологическими нормами НОД на компьютере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:

  • для детей 6 лет I-II групп – 15минут в день; здоровья
  • для детей 6 лет III группы – 10 минут вдень; здоровья
  • для детей 5 лет I-II групп – 10 минут в день; здоровья
  • для детей 5 лет III группы – 7 минут в день; здоровья
  • для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день;
  • для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

  • первая половина дня – оптимальна;
  • вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.

Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере:

Упражнение 1 – со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 – со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера:

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений:

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;
  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к воспитательным мероприятиям считаем, создание мультимедийных презентаций.

Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:

  • повышению эффективности усвоения материала детьми;
  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:
  • зрительная, слуховая, моторная);
  • активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики
  • рук;
  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления
  • обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа
  • ребенком собственной деятельности;
  • подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Презентации используем на различных этапах совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваем в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваем его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываем, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного материала: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям:

  • Учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации.
  • Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Использование мультимедийных презентаций способствует повышению у воспитанников мотивация познания; улучшает результативность воспитания, повышает интерес к непосредственно-образовательной деятельности.

Проведение непосредственно-образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в ДОУ способствует повышению интерес педагогов в использовании новых технологий, возрастает заинтересованность детей в конкурсах и проектах, активизируется работа по созданию портфолио воспитанников.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
  2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
  3. Овладение навыками коммуникации.
  4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
  5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам этой работы по каждому направлению. Эти требования конкретизируются применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами аутистического спектра).

По первому направлению результатом работы будут:

  • умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего нельзя в еде, в физических нагрузках;
  • умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки);
  • понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение пользоваться соответствующим набором фраз и определений ( «у меня болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
  • умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении, сформулировать запрос о специальной помощи ( «можно, я пересяду, мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.)

По второму направлению результатами работы будут:

  • прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;
  • умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта, стирка, глажка, чистка одежды и др.);
  • ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив растений, уборка игрушек и др.);
  • положительная динамика в участии в подготовке и проведении праздников, стремлении порадовать близких.

По третьему направлению результатами работы будут:

  • умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка житейских ситуациях;
  • умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
  • освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
  • расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.

По четвертому направлению надо учитывать, что все дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:

  • адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
  • использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
  • расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные достопримечательности и др.;
  • умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;
  • умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки и т.п.);
  • умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение магазина ограничено часами его работы, посещение театра, общественного места требует определенной одежды и др.);
  • развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности замечать новое, включаться в совместную с взрослым исследовательскую деятельность;
  • накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
  • развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять, присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).

По пятому направлению результатами будут:

  • знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • освоение необходимых ребенку социальных ритуалов, умение корректно выражать свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, опасение;
  • умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за оказание помощи;
  • умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
  • расширение круга освоенных социальных контактов.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этого необходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Предлагаю проект корекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство в ДОУ, который обеспечит комплексную систему поддержки для детей данной категории.

В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.

Тема проекта.

«Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательное пространство ДОУ»

Основание для разработки проекта:

  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 № 3266-1 «Об образовании».
  • Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27. 10. 2011г №2562.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 31. 05. 2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23. 11. 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования РК от 06. 12. 2010г. №300 «Об организации работы по реализации ФГТ к структуре ООП ДО в системе ДО РК»
  • Устав МАДОУ

Цель проекта:

Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

Задачи проекта:

  • Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально — личностного направлений деятельности;
  • Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;
  • Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
  • Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.
  • Проведение массовых мероприятий с детьми ограниченными
  • возможностями здоровья.

Риски проекта. Пути выхода:

  • Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья.
  • Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций воспитателя; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации. Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса.
  • Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.
  • Включение в годовой план работы ДОУ данного раздела.
  • Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.
  • Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
  • Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты.
  • Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.
  • Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ- технологий. Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований; организация работы Попечительских советов в ДОУ; разработка серии проектов и выход на родительские комитеты.
  • Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных, прошедших экспертизу (внутреннюю в ДОУ) и внешнюю (через ЭПС ОДДУ).
  • Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ. Создание модели методической работы в ДОУ в условиях ФГТ.
  • Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне.
  • Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов.
  • Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты, расширение полномочий в управлении ДОУ, «письмо в семью» и т. п.).

Продукт проекта.

Система (модель, структура) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
  • Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
  • Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
  • Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне
  • Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями.
  • Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.
  • Обеспечить методическими рекомендациями по теме проекта.

Критерии оценивания результатов проекта.

Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ОВЗ

родителей воспитанников.

Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса

Механизм реализации проекта:

1. Организационно-управленческое обеспечение:

  • создание рабочей группы по разработке проекта «Коррекционно-педагогическая работа и социализация детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»;
  • создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
  • создание информационных стендов по организации развития детей с ОВЗ в ДОУ;
  • приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.

2. Научно-методическое обеспечение:

  • организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.
  • мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);
  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;
  • разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;
  • совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;
  • внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с программой образования детей с ОВЗ.

3. Психолого-педагогическое обеспечение:

  • организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;
  • разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ;
  • организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам;
  • организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ;
  • организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в ДОУ;
  • подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

4. Взаимодействие ДОУ с родительской общественностью:

  • организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ОВЗ;
  • организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ;
  • уроки права для родителей;
  • организация и проведение в ДОУ различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;
  • творческие мастерские (родители + дети);
  • творческие гостиные;
  • родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.

5. С воспитанниками ДОУ:

  • внедрение проектов по воспитанию дружеского отношения дошкольников к детям с ОВЗ;
  • организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ОВЗ и инвалидов;
  • организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников.

План мероприятий по реализации проекта:

  1. Уточнение списочного состава воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ;
  2. Проведение педагогического совета ДОУ по обсуждению проекта «Коррекционно- педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ».

Май. Все специалисты ДОУ.

3. Консультирование участников реализации проекта: воспитателей, специалистов, родителей.

В течение учебного года. Педагогическое объединение.

4. Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективность механизма взаимодействия участников проекта.

Февраль–апрель. Учителя-дефектологи.

5. Педагогический совет ДОУ по теме «Анализ реализации проекта».

Май, декабрь. Воспитатели.

6. Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта.

Январь – март. Педагогическое объединение

7. Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с воспитанниками.

Сентябрь, декабрь. Педагогическое объединение.

8. Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения:

  • диагностика социально-психологической адаптации воспитанников;
  • диагностика мотивационной сферы воспитанников;
  • исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;
  • диагностика сформированности учебных навыков.

Сентябрь, январь. Учителя-дефектологи.

9. Логопедическое обследование.

Октябрь, апрель. Учителя-логопеды.

10 Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ

Декабрь, апрель. Педагогическое объединение.

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании в работе с детьми с ОВЗ:

  1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
  2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
  3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
  4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.

Информационные ресурсы:

  1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.
  2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
  3. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
  4. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
  5. Кузьмина е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
  6. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  7. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.

В системе Интернет имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: …

Интернет-ресурсы:

  • сайт Президента России
  • «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»
  • «Все для детского сада».
  • «Лекотека».
  • «Менеджер образования – аттестация педагогов»
  • Глен Доман.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год