Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.
Обучение грамоте
Автор: Балина Наталья Евгеньевна   
03.01.2025 10:01

Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.

Согласно требованиям ФОП ДО, вопросуподготовкидошкольниковк обучению грамоте в настоящее время уделяется особое внимание и предусматривается системная работа в этом направлении, начиная с 3-х лет.

Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения в школе, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний, чтобы с удовольствием перейти на новую ступень социализации.

Для того чтобы в школе ребенок мог грамотно читать и писать, ему необходимо еще в дошкольном возрасте усвоить, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».

 

К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова.

Для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу (раскладыванию слов на звуки) и синтезу (составление слов из звуков). В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии — это способность воспринимать и различать звуки речи, овладение которым не возможно без развитого слухового восприятия неречевых звуков (звуков природы и окружающего мира).

Вот такая длительная системная работа и является подготовкой к обучению грамоте, которая ведется с младшего дошкольного возраста и осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой, взаимообусловлены и состоят из дидактических игр и игровых упражнений.

Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог,

Приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

  • Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
  • В процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет буквы, как это принято в алфавите: [эр], [ка], [че], а называет их как звуки, кратко: [р], [к], [ч]...
  • Недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой.
  • В русском языке 10 гласных букв: А,О,У,Ы,И,Э,Я, Ю, Е, Ё, но 6 гласных звуков: А,О,У, Ы, И, Э.
  • Детям дошкольного возраста не дается звуковой анализ с йотированными гласными, т.е для звуко-буквенного анализа подбираются слова без букв: Я, Е, Ё, Ю. Но если дети заинтересуются, то можно объяснить, что йотированная гласная буква содержит в себе 2 звука: Я [йа], Ю[йу], Е [йэ], Ё [йо].
  • В русском языке 36 согласных звуков, но 21 согласная буква.
  • Для звукового анализа принято обозначать красным цветом -гласные звуки, синим –согласные твердые, зеленым-согласные мягкие звуки.

Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом в группе детей с ТНР подтверждает, что процессусвоения детьми сложных абстрактные понятий: звук, слог, слово, предложение идет гораздо эффективнее и интереснее с использование символов и моделей-заместителей. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению и совершенствует речемыслительную деятельность детей.

Наглядное пособие: «Речевая пирамида» позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними. Все представленные модели речевых единиц хорошо знакомы детям и регулярно используются в играх и упражнениях на логопедических занятиях и занятиях по подготовке к обучению грамоте.

К концу дошкольного обучения дети усваивают, что речь бывает устная и письменная и состоит из предложений разной длины (наглядная модель «Поезд»), в конце предложения ставится «.», «!» или «?» и из-за этого меняется интонация предложения. Предложения состоят из слов (наглядная модель: «Вагончики»), которые стоят отдельно друг от друга, но связаны между собой по смыслу. Слова-предметы отвечают на вопросы: «Кто? Что?», слова-действия- «Что делать? Что сделать?», слова-признаки: «Какой? Какая? Какое? Какие?», маленькие слова-предлоги (маленький вагончик, модели предлогов) помогают уточнять место нахождения предмета. Слова можно разделить на части-слоги (наглядная модель «Слоговые облака»), дети знают, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слоги состоят из звуков: гласных и согласных. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. На письме звуки записываются буквами. Парные по твердости-мягкости звуки записываются одной буквой.

Для запоминания буквиспользуем различные игры и упражнения: «Выложи букву из мелких предметов», «На что похожа буква?» «Напиши букву пальцем: на манке, на песке, на спине соседа, на ладошке», «Изобрази букву пальцами, телом» «Преврати одну букву в другую», и т. д. Для профилактики дисграфии используем авторское пособие: «В какую сторону смотрит буква?»

Применение наглядных моделей в ходе подготовки к обучению грамоте позволяет в занимательной игровой форме подготовить детей к школьному обучению и способствует развитию любознательности, познавательной, речевой активности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностейкаждого ребенка.

Автор статьи: Балина Наталья Евгеньевна.

Учитель-логопед МДОАУ «Детский сад №90», г. Оренбург.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год