Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.
Обучение грамоте
Автор: Балина Наталья Евгеньевна   
03.01.2025 10:01

Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования.

Согласно требованиям ФОП ДО, вопросуподготовкидошкольниковк обучению грамоте в настоящее время уделяется особое внимание и предусматривается системная работа в этом направлении, начиная с 3-х лет.

Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения в школе, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний, чтобы с удовольствием перейти на новую ступень социализации.

Для того чтобы в школе ребенок мог грамотно читать и писать, ему необходимо еще в дошкольном возрасте усвоить, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».

 

К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова.

Для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу (раскладыванию слов на звуки) и синтезу (составление слов из звуков). В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии — это способность воспринимать и различать звуки речи, овладение которым не возможно без развитого слухового восприятия неречевых звуков (звуков природы и окружающего мира).

Вот такая длительная системная работа и является подготовкой к обучению грамоте, которая ведется с младшего дошкольного возраста и осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой, взаимообусловлены и состоят из дидактических игр и игровых упражнений.

Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог,

Приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

  • Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
  • В процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет буквы, как это принято в алфавите: [эр], [ка], [че], а называет их как звуки, кратко: [р], [к], [ч]...
  • Недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой.
  • В русском языке 10 гласных букв: А,О,У,Ы,И,Э,Я, Ю, Е, Ё, но 6 гласных звуков: А,О,У, Ы, И, Э.
  • Детям дошкольного возраста не дается звуковой анализ с йотированными гласными, т.е для звуко-буквенного анализа подбираются слова без букв: Я, Е, Ё, Ю. Но если дети заинтересуются, то можно объяснить, что йотированная гласная буква содержит в себе 2 звука: Я [йа], Ю[йу], Е [йэ], Ё [йо].
  • В русском языке 36 согласных звуков, но 21 согласная буква.
  • Для звукового анализа принято обозначать красным цветом -гласные звуки, синим –согласные твердые, зеленым-согласные мягкие звуки.

Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом в группе детей с ТНР подтверждает, что процессусвоения детьми сложных абстрактные понятий: звук, слог, слово, предложение идет гораздо эффективнее и интереснее с использование символов и моделей-заместителей. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению и совершенствует речемыслительную деятельность детей.

Наглядное пособие: «Речевая пирамида» позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними. Все представленные модели речевых единиц хорошо знакомы детям и регулярно используются в играх и упражнениях на логопедических занятиях и занятиях по подготовке к обучению грамоте.

К концу дошкольного обучения дети усваивают, что речь бывает устная и письменная и состоит из предложений разной длины (наглядная модель «Поезд»), в конце предложения ставится «.», «!» или «?» и из-за этого меняется интонация предложения. Предложения состоят из слов (наглядная модель: «Вагончики»), которые стоят отдельно друг от друга, но связаны между собой по смыслу. Слова-предметы отвечают на вопросы: «Кто? Что?», слова-действия- «Что делать? Что сделать?», слова-признаки: «Какой? Какая? Какое? Какие?», маленькие слова-предлоги (маленький вагончик, модели предлогов) помогают уточнять место нахождения предмета. Слова можно разделить на части-слоги (наглядная модель «Слоговые облака»), дети знают, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слоги состоят из звуков: гласных и согласных. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. На письме звуки записываются буквами. Парные по твердости-мягкости звуки записываются одной буквой.

Для запоминания буквиспользуем различные игры и упражнения: «Выложи букву из мелких предметов», «На что похожа буква?» «Напиши букву пальцем: на манке, на песке, на спине соседа, на ладошке», «Изобрази букву пальцами, телом» «Преврати одну букву в другую», и т. д. Для профилактики дисграфии используем авторское пособие: «В какую сторону смотрит буква?»

Применение наглядных моделей в ходе подготовки к обучению грамоте позволяет в занимательной игровой форме подготовить детей к школьному обучению и способствует развитию любознательности, познавательной, речевой активности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностейкаждого ребенка.

Автор статьи: Балина Наталья Евгеньевна.

Учитель-логопед МДОАУ «Детский сад №90», г. Оренбург.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год