Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. |
Обучение грамоте | |
Автор: Балина Наталья Евгеньевна | |
03.01.2025 10:01 | |
Подготовка к обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. Согласно требованиям ФОП ДО, вопросуподготовкидошкольниковк обучению грамоте в настоящее время уделяется особое внимание и предусматривается системная работа в этом направлении, начиная с 3-х лет. Будущие первоклассники должны обладать рядом полезных умений, практических навыков и знаний для успешного обучения в школе, иметь положительную мотивацию к приобретению новых знаний, чтобы с удовольствием перейти на новую ступень социализации. Для того чтобы в школе ребенок мог грамотно читать и писать, ему необходимо еще в дошкольном возрасте усвоить, что наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова. Для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу (раскладыванию слов на звуки) и синтезу (составление слов из звуков). В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии — это способность воспринимать и различать звуки речи, овладение которым не возможно без развитого слухового восприятия неречевых звуков (звуков природы и окружающего мира). Вот такая длительная системная работа и является подготовкой к обучению грамоте, которая ведется с младшего дошкольного возраста и осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой, взаимообусловлены и состоят из дидактических игр и игровых упражнений. Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог, Приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом в группе детей с ТНР подтверждает, что процессусвоения детьми сложных абстрактные понятий: звук, слог, слово, предложение идет гораздо эффективнее и интереснее с использование символов и моделей-заместителей. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению и совершенствует речемыслительную деятельность детей. Наглядное пособие: «Речевая пирамида» позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними. Все представленные модели речевых единиц хорошо знакомы детям и регулярно используются в играх и упражнениях на логопедических занятиях и занятиях по подготовке к обучению грамоте. К концу дошкольного обучения дети усваивают, что речь бывает устная и письменная и состоит из предложений разной длины (наглядная модель «Поезд»), в конце предложения ставится «.», «!» или «?» и из-за этого меняется интонация предложения. Предложения состоят из слов (наглядная модель: «Вагончики»), которые стоят отдельно друг от друга, но связаны между собой по смыслу. Слова-предметы отвечают на вопросы: «Кто? Что?», слова-действия- «Что делать? Что сделать?», слова-признаки: «Какой? Какая? Какое? Какие?», маленькие слова-предлоги (маленький вагончик, модели предлогов) помогают уточнять место нахождения предмета. Слова можно разделить на части-слоги (наглядная модель «Слоговые облака»), дети знают, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слоги состоят из звуков: гласных и согласных. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. На письме звуки записываются буквами. Парные по твердости-мягкости звуки записываются одной буквой. Для запоминания буквиспользуем различные игры и упражнения: «Выложи букву из мелких предметов», «На что похожа буква?» «Напиши букву пальцем: на манке, на песке, на спине соседа, на ладошке», «Изобрази букву пальцами, телом» «Преврати одну букву в другую», и т. д. Для профилактики дисграфии используем авторское пособие: «В какую сторону смотрит буква?» Применение наглядных моделей в ходе подготовки к обучению грамоте позволяет в занимательной игровой форме подготовить детей к школьному обучению и способствует развитию любознательности, познавательной, речевой активности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностейкаждого ребенка. Автор статьи: Балина Наталья Евгеньевна. Учитель-логопед МДОАУ «Детский сад №90», г. Оренбург.
|