Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального занятия по подготовке обучению грамоте «Звук В, Вь. Буква В»
Обучение грамоте
Автор: Иванова Татьяна Николаевна   
22.09.2024 00:36

Конспект фронтального занятия по подготовке обучению грамоте «Звук В, Вь. Буква В»Конспект фронтального занятия по подготовке обучению грамоте «Звук В, Вь. Буква В»

Подготовила: Учитель-логопед Иванова Т.Н. г. Раменское

Цель: познакомить, закрепить навык различения и четкого произношения звуков [в][в"] в словах; познакомить с буквой В.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение звуков [в][в"], их акустическую и артикуляционную характеристики;
  • познакомить с графическим обозначением буквы В, упражнять в ее конструировании;
  • уточнить и расширить знания детей по теме «Зима»
  • формировать навыки письма и чтения букв.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонетический слух;
  • способствовать развитию воображения;
  • развивать слуховое внимание и память, зрительный гнозис;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии,
  • продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
  • воспитывать аккуратность.

Оборудование: картинки на тему «Зима», «Зимняя одежда» «Зимних природных явлений», карточка с буквой В, карточка со звуком [в], [в"], корзинка с подснежниками, легкая шаль, разрезная картинка с изображением снеговика, азбука, элементы буквы В, клей, конверты с набором для работы со звуковым анализом слова, раскраски с изображением снеговика.

Ход занятия

1. Орг. момент.

(Логопед здоровается с детьми и настраивает на занятие; дети выходят из-за столов и повторяют за студентом)

Психогимнастика

Л: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Л: Молодцы! Сели на свои места. Спинки ровные у нас. Ручки- на краю стола и

внимательно слушаем.

(стук в дверь. Студент открывает дверь и видит на пороге корзину с подснежниками).

Л:Ребята, смотрите кто-то оставил корзину с подснежниками.

Закрепление лексического материала

Л:Ребята, давайте вспомним из какой сказки корзина с подснежниками?

Д: Корзина с подснежниками из сказки «12 месяцев».

Л:Верно. А кто вспомнит в какое время года происходят события в этой сказке?

Д: События в этой сказке происходят зимой.

Л: (на доску прикрепляет картинки на тему: «Зима»). Внимательно рассматриваем данные картинки и слушаем стихотворение:

Намело, навьюжело,

Все деревья в кружеве:

Снег на соснах, на кустах.

В белых шубках ели

И запутались в ветвях

Буйные метели

(Н. Гончаров)

Л:В этом стихотворении какое время года описывается?

Д: Зима.

Л:Верно о зиме. В белом кружеве деревья, окна в морозных узорах.

Л: А что еще бывает зимой?

Д: (предметный словарь) снег, мороз гололед, вьюга, ветер.

Л: А какими словами можно описать зиму? Зима она какая?

Д: Холодная, злая, морозная, снежная.

Л: Молодцы! Ай да корзинка с подснежниками, увидели ее и вспомнили о «Зиме».

Ребята, я думаю не случайно нам оставили корзинку с подснежниками. Надо ее внимательно рассмотреть. Ну вот письмо. (читает письмо)

(письмо от снеговика) Здравствуйте ребята! Прошу помощи именно у вас, так как вы собираетесь стать школьниками. Капризная королева из сказки «12 месяцев» из слова СНЕГОВИК убрала один звук и велела его отправить далеко в лес. Теперь мое имя СНЕГО ИК. Ребята найдите этот звук и верните его в мое имя. Но дорога будет не легка, на вашем пути будут испытания-задания.

Произнесите: По дороге вы идите

В шаль себя вы заверните

И задание получите.

После этих слов сразу появится нужный пункт с заданием.

Л: Ну что ребята поможем СНЕГО ИКУ. Ой, какого же звука не хватает в этом слове? Мы конечно же узнаем, но немного позже.

Актуализация знаний

Л: Ребята на какие 2 группы делятся звуки?

Д: Звуки делятся на гласные и согласные.

Л: Какие гласные звуки вы знаете?

Д: А О У Э И Е Ё.

Л: Какие звуки мы называем гласными?

Д: Произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса.

Л: Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?

Д: Красным.

Л:Какие звуки называем согласными?

Д:воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или

только из шума.

Л:Какими могут быть согласные звуки? Дайте им характеристику.

Д: Твердыми или мягкими. Звонкими или глухими.

Л: Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкиесогласные?

Д:Твердые-синим кружком, а мягкие-зеленым кружком.

Л: Молодцы! Ну что в путь. (Дети выходят из-за столов и все произносят) Обязательно произносим:

По дороге вы идите

(идут)

В шаль себя вы заверните

(шалью детей укрывает студент)

И задание получите.

(дети оказываются около стола, где разложены картинки с изображением одежды)

Сообщение темы

Л: Посмотрите на картинки. Что изображено на них?

Д: Одежда.

Л: На улице зима, холодно, подберите одежду по погоде.

(дети выбирают нужные картинки)

Л: Что вы отобрали?

Д: Валенки, варежки, пуховик, свитер, шапка.

Л: Садитесь на свои места. Итак, мы оденем-валенки, варежки, свитер, пуховик, шапку. Ребята, вы заметили в некоторых словах есть одинаковый звук? Назовите его? (дети называют).

Л: Сегодня мы познакомимся с новым звуком [в] и его братцем [в"].

(на доске звуки [в] и [в"]).

Акустико-артикуляционныйобраз звука

Л: Для начала научимся правильно произносить эти звуки и узнаем, что же при произнесении делают у нас губы, зубы, ротик.

  • слегка улыбнитесь, нижняя губаприближена к верхним резцам
  • посередине узкая щель для прохождения воздуха

-верхние зубы слегка видны.

Произносим[в-в-в], [в"-в"-в"], молодцы!

Ребята, а какие это звуки? Гласные или согласные? Дайте им характеристику?

(дети дают характеристику-твердый и мягкий; звонкий и глухой, каким цветом при звуковом анализе)

Развитие фонематического слуха

Л: Снова обратимся к картинкам, на которых изображена одежда. Я буду называть слова, а вы если услышите в словах звук[в] поднимаете синий кружок, а если звук [в"]-зеленый кружок.

(дети выполняют).

Л: У вас на столах лежит карточка с заданием достаньте из конверта нужного цвета карандаш, им обвести те слова, где есть звук [в], а другим карандашом-звук [в"]

(дети выполняют)

Л: Что-то стало холодать! Давайте, ребята, погреемся!

Динамическая пауза

(дети движения повторяют за студентом)

На дворе мороз и ветер

На дворе гуляют дети

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки

Вот как хлопать мы умеем

Вот как ручки мы согреем

Чтоб не зябли наши ножки

Мы потопаем немножко

Вот как топать мы умеем

Вот как ножки мы согреем.

Л: Ну что в путь! Обязательно произносим:

По дороге вы идите

(идут)

В шаль себя вы заверните

(шалью детей укрывает студент)

И задание получите.

Звуковой анализ, развитие фонематического слуха

Л: Загадки!

1. Не пускает на порог

Бьет, кусает, валит

С ног. Это холоду подруга

Белая и злая (вьюга)

(тот, кто отгадывает выбирает картинку с изображением вьюги)

2. Кусты и деревья качает

Воет как волк

Сразу за дверью встречает

И дует в лицо (ветер)

(тот, кто отгадывает выбирает картинку с изображением ветра)

3. по счету первым он идет,

С него начнется новый год

Открой скорее календарь

Читай, написано (январь)

(тот, кто отгадывает выбирает картинку с изображением января)

Л:Ребята, что изображено на картинках?

Д: Вьюга, ветер, январь.

Л: давайте определим позицию звука (начало, середину, конец) в этих словах. позицию звука [в] и звука [в"]. Поможет нам в этом схема позиции звука в слове, синий кружок и зеленый кружок

(дети выполняют)

Л: Молодцы! Пойдем дальше. Обязательно произносим:

По дороге вы идите

(идут)

В шаль себя вы заверните

(шалью детей укрывает студент)

И задание получите.

(на столе разрезная картинка)

Л:Ребята, давайте соберем разрезную картинку и назовем. Что на ней изображено.

(дети собирают, называют СНЕГОВИК).

Л: Что вы заметили? Что вы услышали? Что в слове СНЕГОВИК появился звук [в"] и мы знаем, что он какой? Дайте ему характеристику.

Ну вот мы с вами вернули звук [в"] и имя теперь звучит правильно СНЕГОВИК.

Знакомство с буквой В

Л: Ребята, посмотрите внимательно на снеговика, что-нибудь замечаете?

Д: Очки.

Л: А на что похожи очки?

Д: На букву В.

Л: правильно на букву В. Сегодня мы познакомимся с буквой В.

(на доске картинка с буквой В)

Л:Вот буква В

Видна вдали-красивая, витая

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

Л: Откройте азбуку и найдите букву В. Молодцы.

Л: Давайте определим-из скольких элементов состоит буква В? Длинная вертикальная полоска-спинка буквы и 2 дуги. Обведите указательным пальцем букву (у доски).

Л: Сколько элементов у буквы В?

Д: Три.

Развитие воображения

Л: Подключите фантазию, воображение и из самих себя постройте букв В.

(дети выполняют)

Развитие мелкой моторики

Л: А теперь на листе бумаги соберите все элементы в букву В и приклейте ее на лист.

Итог занятия

Л: Молодцы! Сегодня мы познакомились с каким звуком? Дайте ему характеристику. С какой буквой мы сегодня познакомились? Из скольких элементов она состоит.

-Вы молодцы здорово выполняли все задания. Но самое главное мы в слово СНЕГОВИК вернули какой звук? Имя снеговика зазвучало правильно.

-Посмотрите в корзинке что-то есть. Это СНЕГОВИК в знак благодарности дарит вам раскраску со своим изображением. И дает домашнее задание-увидеть в изображении снеговика некоторые элементы буквы В, добавить недостающий и обвести полученную букву В черным фломастером.

-Спасибо, до свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год