Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
Обучение грамоте
Автор: Ноздрина Инна Евгеньевна Полубояринова Александра Вячеславна Чередник Евгения Владимировна   
31.12.2022 14:02

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ

  • Ноздрина И.Е. учитель-логопед
  • Полубояринова А.В. воспитатель
  • Чередник Е. В воспитатель

Аннотация:

В статье поднимается проблема овладения грамотой дошкольников с общим недоразвитием речи. Раскрывается сущность ключевых понятий и характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Рассматриваются предпосылки, необходимые для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представляется анализ научной и методической литературы по особенностям готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи, а также фиксируются результаты теоретического исследования компонентов готовности к школьному обучению у данной категории детей.

 

Ключевые слова: конфликт, конфликтность, конфликтное поведение, межличностные отношения, подростковое поведение.

Дошкольный возраст является таким возрастом, при котором происходит серьезная подготовка детей к овладению грамотой. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой – одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Во время поступления ребенка в школу начинают проявляться трудности на ступени обучения грамотой, причем у довольно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, еще до поступления в школу нужно уделять достаточное внимание развитию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.

Результативность и действенность в обучении грамоте, по мнению Л.С. Выготского, возможно добиться при наибольшем учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой, которое содержит положение развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с общим недоразвитием речи данные функциональные звенья в значительной степени нарушены.

Изучением проблемы готовности к овладению грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались Л.Е. Журова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.В. Нижегородцева, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.

Готовность детей дошкольного возраста к овладению грамотой содержит в себе сформированность и развитость подобных необходимых компонентов: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность представленных аспектов вполне может вызвать отрицательное отношение дошкольников к овладению грамотой [5, с. 71].

Общее недоразвитие речи оценивают как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». При данном расстройстве отмечается позднее начало речи, бедный лексический словарь, аграмматизм, недостатки произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Может отслеживаться как абсолютное отсутствие словесных средств общения или крайне узкое их формирование в тот период, когда у детей с нормальным развитием речи оказывается уже полностью сформированной, так и формирование речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Речевая недостаточность рассматривается в близком единстве с особенностями психического развития ребенка. Отклонение в психическом развитии наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Наблюдается психическое торможение эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, гностических процессов. В трудах Р. Е. Левиной применяется комплексный подход к анализу 9 речевых нарушений у детей. Каждая аномалия речевого развития рассматривается на фоне причинно-следственной связи.

Левина Р.Е. трактует формирование готовности детей к усвоению письма и чтения как результат целостного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Автор подчеркивает, что «внешняя» правильность устной речи ребенка не является исчерпывающим аспектом подготовленности к изучению чтения и письма. Необходимо исследование пропорции недостатков речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда возможно обозначить размеренное нарушение всех трех упомянутых процессов: «... подобная равномерность свойственна исключительно для глубоких степеней недоразвития речи, когда все процессы находятся в зачаточном состоянии» [2, с. 211]. Разбор и анализ трудностей, с которыми встречаются дети с общим недоразвитием речи, при обучении чтению показывает, что нарушение чтения у детей чаще всего появляется по причине недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

При глубоких степенях общего недоразвития речи дошкольники становятся не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с меньшим недоразвитием речи (третий уровень), как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом допускают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в формировании фонетической стороны речи, лексикографического запаса и грамматического строя. Для таких детей нужно организованное обучение с регулярным проведением по формированию их устной речи и по подготовке к овладению грамотой, а также положительный прогресс и динамика навыков звукового анализа, развития общей и мелкой моторики и координации движений [32, с. 11].

На занятиях по рисованию дошкольники с общим недоразвитие речи держат карандаш в неверном положении, что вызывает напряжение всех мышц рук. Многие дети не любят рисовать по причине заметной моторной неловкости рук, что свидетельствует о плохой работе при взаимодействии ребенка с аппликациями и с пластилином. В аппликации прослеживаются трудности зрительно-пространственного расположения элементов [9, с. 29].

Нарушения дифференцированных процессов также проявляются при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дошкольники затрудняются, или попросту не могут без помощи выполнить движение по подражанию (например, «замок», «колечки»). Большинство детей справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений, но при выполнении допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев [8, с. 12].

Многие исследователи подчеркивают тесную взаимосвязь между формированием мелкой и артикуляционной моторики с развитием речи дошкольников. Данное явление свидетельствует о том, что именно в дошкольном возрасте следует развивать двигательный аппарат ребенка, который служит стимулирующим критерием развития речи и нервно-психических аспектов.

Кроме подготовленного и в полной мере сформированного артикуляционного аппарата, с целью развития звуковой стороны речи ребенок должен еще и уметь хорошо слышать, различать правильность произносимых звуков в своей и чужой речевой установке. Чаще всего формированию четкого слухового восприятия препятствует невнятная речь в целом, и нарушение артикулирования во время речи дошкольника с общим недоразвитием речи. Как показывает практика, упражнение в дифференциации слов близких по произношению, по подбору картинок на заданный звук или слог дошкольникам с общим недоразвитием речи не дается от слова «совсем» [7, с. 216].

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно [1, с. 67]. У большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки, как приопределении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым дошкольникам эти задания недоступны, они отказываются от их выполнения [3, с.36].

Тесная взаимосвязь между нарушениями чтения и письма при недостатках речи и несформированности интеллектуальной деятельности, памяти, зрительных и пространственных представлений, а также координации и функциональной асимметрии, доказана исследовательскими работами авторов Брагиной Н.Н., Иваненко С.Ф., Садовниковой И.Н. и другими [4, с. 187].

Результаты исследования доцента кафедры Московского педагогического государственного университета Лагутиной А.В показали: формирование речевого развития детей с недоразвитием характеризуется рядом таких особенностей, как грубое нарушение в звуковой и произносимой структуре слова, значительное ограничение речи небольшим словарным запасом, а также ярко выраженный аграмматизм в речи дошкольников.

Таким образом, готовность дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой проявляется в значительном отклонении от нормы речевого развития, т.е. фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также в особенностях развития психических функций. Для детей данной категории характерным является нарушение конструктивного и динамического праксиса, зрительного восприятия, акустического восприятия, слухо-речевой памяти, внимания

Примечания:

  1. КорневА. Н. Подготовка к обучениюграмотедетей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. –М.: Айрис-пресс, 2006. –128 с.
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 2013. –234 с.
  3. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед. –2004. –No 2. –С. 36-41.
  4. Огаркина А.В. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников: дис.... канд. пед. наук. –М., 2002. –229 c.
  5. Триггер Р.Д. Подготовка к овладениюграмотой. — Смоленск, 2000. — 80 с.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. –М., 2000. –128 с.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада. -2 М., 1993. -378 с.
  8. Дуванова С.П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Школьный логопед. –2006. –No 6 (15). –С. 7-15.
  9. Дьяченко М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) // Школьный логопед. –2006. –No 5 (14). –С. 25-37.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год