Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли»
Обучение грамоте
Автор: Соляник Александра Александровна   
18.04.2022 16:39

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте для подготовительной группы «Лекарственные растения родной земли»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никитская средняя школа» им. М.Г. Малышева – детский сад Муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым

Автор: Соляник Александра Александровна воспитатель высшей категории МБОУ «Никитская СШ» им. М.Г. Малышева – подразделение детский сад.

Образовательная область: познавательная, физическое развитие, речевое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: расширить и систематизировать знания дошкольников о лекарственных растениях родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • углубить знания детей о лечебных свойствах растений данной местности, о правилах сбора, хранении и применении.
  • Познакомить с некоторыми растениями, их значением и пользе для здоровья человека.
  • Учить подмечать удивительное и необыкновенное в природе.
  • Формировать ответственное отношение к природе.
  • Учить узнавать и различать растения по внешнему виду.

Скачать конспект

Развивающие:

  • развивать активный, познавательный интерес к лекарственным растениям;
  • развивать любознательность, наблюдательность, память;
  • умение рассуждать, анализировать, грамотно строить предложения и красиво высказывать свои суждения.
  • Обогащать, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать гуманное отношение к природе, экологическую культуру;
  • воспитывать потребность в общении с представителями растительного мира;
  • беречь бесценное богатство, сохранять и помогать природе приумножать эти дары.

Словарь: лекарственные растения, зелёная аптека, травники, знахарь, настойка, отвары, целебная мазь, бальзам, порошки.

Оборудование: Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, карта Крыма, картинки лекарственных растений «Красная книга Крыма».

Раздаточный материал: картинки с изображением лекарственных растений, кассы букв, карточки с заданиями на каждого воспитанника, фишки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Лекарственные растения Крыма, чтение стихотворений о лекарственных растениях, сказок «Про лекарственные растения» (П. А. Синявский), «Сборник рассказов и сказок о мире лекарственных растений», «Сказочный справочник здоровья», настольно-печатные игры «Зелёный друг», «Где что растёт?», «Цветочное лото».

Ход занятия: Ребята, природа Крымского полуострова уникальна и разнообразна. Славится живописными пейзажами, разноцветностью парков, скверов, полей, манящей прохладой зелёных лесов. Нас повсюду окружают наши друзья-растения. Без них было бы пусто и уныло на земле. В Крыму имеется много видов растений, некоторые из них являются лекарственными, хранят в себе целебные свойства, так необходимы для здоровья человека. Воздух наших полей, гор, лесов наполнен ароматами душистых трав, цветов. Наш лес по праву можно назвать зелёной аптекой.

Я не степью хожу — я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты природой написанный мудрый рецепт! (С. Кирсанов)

Но как прочитать этот рецепт, как разгадать нам эту тайну! Для этого нужно изучать растения и хорошо их знать. Лечение травами и их целебные свойства – известны ещё с древних времён. Каждое лекарственное растение уникально и даёт нам силы самой природы. В давние времена не было аптек и наши предки обращались за помощью к растениям, которые росли в лесах, на лугах, полях. Это была настоящая зелёная аптека. Из целебных трав и цветов готовили настойки, порошки, отвары, мази, капли от разных болезней. Человек, занимающийся сбором лечебных трав и знающий их применения, называется травником или знахарем.

Всё чаще люди обращаются к народной медицине. Нужно помнить – человек и растения являются частью природы.

Я приглашаю вас, ребята, отправиться навстречу с зелёными друзьями. Попробуем раскрыть их тайны!

Воспитатель: Ребята, давайте с вами представим, что мы идём по лесным тропинкам, а кругом столько интересного, незнакомого. Ай-ай-ай! Кто же это кусается? Давайте рассмотрим поближе.

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься — укусит
Вы, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.

Дети: Крапива!

Воспитатель: Верно, ребята, крапива. Может это растение нужное? И не стоит его бояться? Пусть расскажет крапива о себе.

Большая польза людям от крапивы. В листьях и стеблях спрятаны порошки и таблетки. С помощью крапивы останавливают кровотечение, заживляют раны. А ещё отваром из крапивы укрепляют волосы, делают мешковину, верёвки, бумагу.

Воспитатель: Что за растение растёт по обочинам тропинок и дорог? Ивестно своими лечебными свойствами с древних времён.

Им лечить бронхиты можно,
В ранке – кровь остановить:
Лист помыть и осторожно
К свежей ранке приложить

Это чудное лекарство,
И всегда он под рукой.
А здоровье – вот богатство.
Береги его, друг мой! (Регина Новикова)

Воспитатель: Это – подорожник. Сок подорожника из истолчённых листьев помогает при укусах насекомых: пчёл, ос, шмелей и даже змей. Из подорожника готовят настои, отвары, мазь. При простудах помогает чай из подорожника.

Воспитатель: С приходом весны вдоль дорог, в оврагах, можно встретить жёлтенькие огоньки, так похожие на цветы одуванчика. Но это далеко не так.

Я знаменита — не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми.

Это мать-и-мачеха – лекарственное растение. Используют для компрессов, полосканий, для укрепления волос, готовят настойки, отвары, заваривают чай. Прекрасное средство от кашля. У растения есть ещё одно замечательное качество, на это обратили внимание пчеловоды. Пчёлы собирают сладкий нектар и пыльцу.

Воспитатель: У дорог, на полянах, склонах гор нас встеречают «голубые цветы лета».

Те, кто со мною незнаком
Меня считает васильком.
Но всё же, кто меня узнает?
Мой корень кофе заменяет.

Это растение – цикорий. Цикорий –кладезь полезных веществ (содержит много витаминов). Из корня растения готовят напитки, которые очень полезны, на вкус напоминают кофе. Цикорий – хороший медонос. Пчёлы собирают пыльцу и нектар.

После долгой зимы на лесных дорожках, среди кустарников можно встретить вкусное и полезное растение.

Это прозвище не даром,
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.

От простуды излечится
Вам поможет медуница. (Е. Кожевников)

Медуница – скромный, лесной первоцвет, известное ещё с древних времён сочетающий в себе декоративные и лекарственные свойства. Медуницу очень любят пчёлы, она дарит им свой медовый нектар. Высушенная и измельчённая медуница используется в виде настоек, отваров и заваривается как травяной чай. Имеет заживляющие, кровоостанавливающие свойства, смягчает кашель при простудных заболеваниях.

Следующее лекарственное растение в Крыму произрастает повсеместно, на огородах и садах, около жилья, на лугах.

Выпускает он листы
Широченной широты,
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких

Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь

Ребята, догадались о каком растении идёт речь? Это репейник – лопух. У репейника есть крючочки-шипы, они дают ему возможность цепляться. Стоит только пройти человеку или пробежать животному мимо, то обнаруживаем на себе липучих репейников, словно брошки. Репейник-лопух помогает заживлять раны, лечит ожоги, диабет. Репейное масло используют для укрепления волос. Мёд репейника-лопуха тёмный, тягучий и питательный.

Рассказ педагога о растениях сопровождается слайдом или картинкой с изображением растения и педагог размещает их на доске.

Физминутка:

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр и направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот –

правой ступни левой рукой.)

Посмотри, как небо ясно! (Потягивания – руки вверх.)

Как природа здесь прекрасна! (Потягивания – руки в стороны.)

  1. Задание «Раздели слова на слоги». Педагог показывает картинку с изображением растения, дети делят слова на слоги (ме-ду-ни-ца, ци-ко-рий, кра-пи-ва, по-до-рож-ник, ло-пух), каждый слог обозначают фишкой.
  2. Задание «Выполни буквенный анализ слов» с помощью кассы букв (медуница, крапива, цикорий, лопух, подорожник, репейник).
  3. Задание «Определи количество звуков и букв в слове»
  4. Задание «Составь слова из слогов» (ро, кра, маш, пи, ка, ва, по, ци, до, ко, рож, рий, ник, ме, ни, ду, ца) и прочитай эти слова.
  5. Задание «Соедини стрелочкой картинки с теми слогами, на которые начинаются слова».

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у меня на столе разных растений в пучках и мешочков с высушенными растениями. Настоящая зелёная аптека из крымских лекарственных трав: ромашки аптечной, зверобоя, шалфея, чабреца, мяты. Дети читают стихи о лекарственных растениях. Картинку с изображением лекарственного растения кладут на карту Крыма.

Крым – настоящий кладезь лечебных трав. Многие травники забираются высоко в горы, чтобы насобирать вкусные, полезные травы. Народная мудрость говорит: «На всякую болезнь – трава есть». Чтобы растения приносили пользу нужно их правильно собирать: лучше сбор трав и цветов следует проводить в сухую и ясную погоду; собирая лекарственные растения, помните, что среди растений встречаются ядовитые, будьте осторожны, проверяйте, чтобы они не попали в ваш сбор; никогда не собирайте больше растений, чем можете обработать; собирайте только здоровые и чистые растения; собирайте вдали от автомобильных дорог. Травы и цветы, собранные в лесу, в горах, в поле, долго не теряют своих целебных свойств, если их правильно сушить и хранить. Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зелёной аптеке надо в бумажных пакетах или в стеклянных банках и обязательно писать название растений и дату сбора. Ещё хранят в мешочках из ткани, в картонных, деревянных коробках. Нельзя хранить травы в целлофановых пакетах, пластиковых ёмкостях. Прямые солнечные лучи наносят вред на травы, когда их сушат. Растения не только обладают целебными свойствами, многие из них хорошие метеорологи, предсказывают погоду: мать-и-мачеха, цикорий, одуванчик, репейник. Они закрывают лепестки перед дождём. Ещё многие растения используют в кулинарии: розмарин, лопух-репейник (жители Кавказа, Сибири, Японии выращивают его как овощное растение), мелисса, душица. В небольшом количестве их добавляют в овощные, мясные, рыбные блюда и в маринады.

Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те растения, с которыми мы познакомились? (Лекарственные растения). Назовите эти растения. Какую пользу они приносят человеку? Что надо знать при сборе и заготовке лекарственных растений? В какое время года собирают лекарственные растения? Молодцы! Вы хорошо трудились на занятии, правильно отвечали на вопросы.

Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя.
Их в пучки душистые собрав,
Из лесов несу цветы с собою.

Всё целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь, нам врачует раны! (А. Болутененко)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год