Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обучение грамоте
Автор: Коваленко Елена Анатольевна, Сигаева Юлия Николаевна   
02.05.2021 21:00

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной модели). Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, активно используется метод наглядного моделирования. При подготовке дошкольников к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

  • интонационно выделять звук в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • находить позицию звука в слове и соотносить со схемой;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью символов.

Скачать конспект

Главное назначение любой модели состоит в том, чтобы с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае — помочь ребенку овладеть основами грамоты при помощи наглядного средства — модели. Модели различных структур (предложения, слова, слоги, звуки) постепенно приучают детей к наблюдениям за языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится на слова, слова – на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребёнка. Использование наглядного материала в виде схем – моделей целесообразно на всех этапах по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове. Схема помогает запомнить составляющие элементы предложения, слова, слогов; закрепляются представления ребёнка о целом и его частях. Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

В простом варианте модели доступны уже трехлетним детям. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны не только понимать предлагаемые модели, но и сами уже могут их создавать и использовать.

В средней группе, начиная со второй половины года мы знакомим детей с термином «слово» и учим составлять предложения из 2х слов. В качестве основного методического приема, как и в последующих группах, мы используем «живую модель», когда сами дети берут на себя роль слова. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение. На начальном этапе мы предлагаем использовать игрушки. Например:

- «Ты Лена будешь словом белочка. Ты Катя — словом красивая. Встань пожалуйста около Лены. Что получилось?» (Белочка красивая).

- «Теперь поменяйтесь местами. Что получилось?» (Красивая белочка).

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять предложения из 2,3 и 4 слов. Здесь для обозначения слов мы можем использовать геометрические фигуры. В подготовительной к школе группе предлагаем детям модели, обозначающие структуру предложения (графическую модель). Будущие первоклассники учатся составлять схемы предложений.

Дети старшего дошкольного возраста способны работать на более высоком познавательном уровне и поэтому способны освоить такой тип моделирования, как условно-схематические модели. При обучении грамоте мы используем следующие модели:

Модели, отражающие качественную характеристику звуков

  • модель гласного звука (красная фишка)
  • модель согласного твердого звука (синяя фишка)
  • модель согласного мягкого звука (зеленая фишка)

Модели, отражающие звуковую структуру различных слов

  • модель нахождения звука в начале слова
  • модель нахождения звука в середине слова
  • модель нахождения звука в конце слова

Модели, отражающие звуковой состав слова:

  • модели слов, состоящих из двух, трех, четырех, пяти и шести звуков (карточки — схемы).

Модели, отражающие качественную характеристику слогов:

  • модель “место ударения в слове”

Модели, обозначающие структуру предложения:

  • модель предложения из одного слова.
  • модель предложения из двух слов
  • модель предложения из трех слов и т.д.

Вариантов дидактических игр с использованием моделей может быть очень много.

Представление о звуковой структуре слова мы закрепляем в играх:

  • «Расскажи, какие звуки есть в слове и обозначь их»
  • «Угадай-ка»

Для определения слогов в слове мы используем игры:

  • «Собери букет» (на вазах слоговая схема слова), и
  • «Построй дом», где дети учатся строить дом из того количества кубиков, которое соответствует количеству слогов в слове.

Умение ориентироваться в звуковой структуре слова дети закрепляем в играх:

  • «Назови слова по заданной модели»
  • «Составь схему слова».

Для закрепления правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков проводится игры:

  • «Найди свой домик»
  • «Кто внимательный».

Работая с моделью, дошкольники не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год