Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Звук и буква «Х»
Обучение грамоте
Автор: Горобец Елена Валерьевна   
14.01.2019 00:22

Звук и буква «Х»Звук и буква «Х»

Цель:

  • Познакомить со звуком и буквой «Х»,
  • Учить давать полную характеристику согласного звука,
  • Развивать речь детей, пополнять словарный запас,
  • Автоматизировать звук «Х» в словах, слогах.

Задачи:

  • Закрепить произношение гласных звуков,
  • Познакомить детей с графическим образом буквы,
  • Развивать способности называть слова с заданным звуком,
  • Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивость

Оборудование:

 

Фишки на каждого ребенка, фасоль, игрушка Хрюша, карточки с буквами А, Х, Т, А, И, Х. Картинка с изображением хаты и мухи.

Ход занятия.

Орг. Момент (дети стоят на ковре)

Дыхательная гимнастика:

Вдохните всю доброту и красоту

Выдохните все обиды и огорчения

Воспитатель: А теперь пройдите к своим столам.

Сядет тот, кто назовет слово со звуками «А», «О», «У», «И» в начале слова.

Теперь, ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам в гости.

Нос пяточком, а хвост крючком (Хрюша).

Хрюша: Здравствуйте, ребята!

Я пришел к вам не просто так, а поиграть с вами.

Я самый умный и всё на свете знаю.

Воспитатель: Хрюша, но у нас сейчас занятие.

Вот ты знаешь с какого звука начинается твое имя?

Хрюша: Со звука «К»?

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается его имя?

(ответ детей)

Воспитатель: Тогда, Хрюша, садись и слушай.

Давайте произнесем – Хрюша.

Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием,

потому что мешает преграда – язык,

выдыхается теплая струя воздуха.

Раз есть преграда,

воздух выходит толчками,

значит звук «Х» — согласный.

Звук произносится без голоса,

значит он – глухой.

Звук произносится твердо, значит он твердый.

Проговорим хором и индивидуально.

Таким образом звук «Х» — согласный, глухой, твердый (обозначаем его синей фишкой).

Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкий братец (да, звук «Хь»)?

Если звук мягкий, то какой фишкой будем обозначать (зеленой)?

Игра «Кто внимательный».

Воспитатель: я буду называть звуки и слоги, а вы если слышите твердый звук, поднимите синюю фишку, если мягкий звук, то зеленую.

«Х», «Хь», «Хь», «Х», «Х», «Хо», «Ха», «Хи», «Хы», «Хе».

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А сейчас покажем Хрюше, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов.

(На доске выставляются слоги из букв поочередно, ребенок проделывает у доски, остальные за столом).

Воспитатель: «АХ», сколько вы услышали звуков (2), какой первый?

«А» — гласный, поэтому обозначим красной фишкой.

Второй звук «Х» — согласный, твердый, глухой (синяя фишка).

Аналогично «ХИ»

Воспитатель: А теперь сложное задание, выложим схему слова ХАТА и МУХА.

Молодцы! Справились! Мы с вами на следующих занятиях, будет продолжат составлять схемы слов.

Физкультминутка: «Как живешь?»

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

А как спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

Игра «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши).

Хлопушка, хлеб, хобот, заяц, петух, мех, духи, колокол, стол, хворост, клоун, халва.

Игра «Добавь звук».

Пету-х, пасту-х, коню-х, сме-х, пу-х, горо-х, отды-х, лопу-х, стра-х, запа-х, мо-х, успе-х, ме-х.

(Дети добавляют звук и произносят полностью)

Воспитатель: Где в словах слышится звук «Х» (в конце)?

Знакомство с буквой «Х».

Воспитатель: Все звуки на письме обозначают буквами.

У звуков «Х» и «Хь», тоже есть буква «Х».

Посмотрите, на что она похожа?

(Слушаем детей)

Из скольких элементов она состоит (из двух прямых линий)?

Покажите, напишите в воздухе пальчиком, а сейчас выложите букву из фасоли.

Молодцы!

Итог

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

(Звуки – произносим, слышим. Буквы – пишем, читаем и видим).

Наше занятие подошло к концу, Хрюша, тебе понравилось?

Хрюша: Да, мне очень понравилось! Спасибо!

Вопросы:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?

(ответы детей)

Давайте нашему Хрюше подарим подарки со звуком «Х».

Я подарю Хрюше холодильник.

(халат, хлопушку, халву, хлеб, хобот, хомяка, хату художника, хрен, хвост)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год