Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение дошкольников грамоте
Обучение грамоте
Автор: Кирсанова Марина Сергеевна   
24.09.2021 14:38

Обучение дошкольников грамотеОбучение дошкольников грамоте

М.С. Кирсанова Воспитатель МДОБУ «Детский сад №4» п. Чертково Ростовской области

Речь – одна из главных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

 

Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Наряду с развитием речи, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное явление родного языка. Ребёнок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи ребёнка. В возрасте 5 – 7 лет круг проблем и задач речевого развития ребёнка резко расширяется. Определённым этапом в развитии речи является чтение и письмо.

Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувство ритма. Иными словами хорошо развитая устная речь является надёжной и необходимой базой для овладения грамотой.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины? Взрослым необходимо помнить, что чтение и, особенно, письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребёнок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается в последствии в колоссальные трудности и даже трагедии не только для самого ребёнка, но и для взрослых. Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных особенностей каждого ребёнка. Первостепенная задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму. Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой. Это – система осознанной, творческой работы каждого ребёнка под руководством и при помощи взрослого.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Большое значение в подготовке и обучению грамоте я отвожу словарным упражнениям, потому что они не только учат дошкольника понимать и употреблять речевые термины, но формируют осознанное отношение ребенка к слову, активизируют его речь.

На первом этапе мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи (из каких звуков состоят слова). Здесь нам на помощь приходит игра. Играем в игру «Жуки». Вот жуки расправили крылья, полетели ж-ж-ж-… Дети машут крыльями и жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашиваю я. «Ж-ж-ж», — отвечает ребенок. Дети охотно повторяют слово жуж-жат, вслушиваются в песенку жука. Такая работа проводится и с другими звуками.

Когда мы строим звуковую модель слова, мы не только вычленяем отдельные звуки, но и делим слова на слоги и ставим ударение. Ударение проставляем при помощи троекратного повтора: рыба-рыба-рыыыба.

Только после того, как дети будут хорошо ориентироваться в звуковой стороне речи, мы начинаем знакомить с их буквами. Занятия обучению грамоте в детском саду являются эффективным воспитательным инструментом.

Таким образом, занятия обучению грамоте можно считать той средой, которая способствует формированию и развитию качеств, необходимых дошкольнику для перехода на новый вид деятельности – учебной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год