Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Шикина Ольга Николаевна | |||
26.09.2015 15:47 | |||
Практическая консультация по обучению основам грамоты для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста. Данный материал поможет родителям будущих первоклассников овладеть практическими навыками в освоении звукового анализа и синтеза, что является залогом успешной подготовки ребёнка к школе. Цель:
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чём причины? Одной из главных причин является несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Поэтому родители дошкольников должны быть грамотными в данном вопросе, и вместе с воспитателем должны находить наиболее эффективные средства обучения грамоте. Сегодня мы познакомимся с методикой овладения звуковым анализом на практике. Практические вопросы по обучению грамоте:
Гласными называются звуки, произносимые беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а…, у-у-у… 3. Сколько гласных звуков? Гласных звуков шесть: А, О, У, И, Ы, Э. 4. Сколько гласных букв? Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков. Их всего десять. Дело в том, что есть йотированные гласные буквы: Я, Ю, Е, Ё. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука. Если эти буквы стоят после согласного, они смягчают его и обозначают один звук: Я обозначает звук [А]; Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
5. Какие звуки называются согласными? Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П- звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ, Ф- в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа и т.д. Некоторые звуки можно произносить длительно (м-м-м, р-р-р), но пропеть их Нельзя. 6. Какие бывают согласные звуки? Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных звуков зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Для того, чтобы проверить звонкость и глухость согласных, необходимо ладонью прикос- нуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (ж-ж-ж), если такого дрожания нет- звук глухой «горлышко спит» (ш-ш-ш). Согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими. Можно сравнить: твёрдые как лёд, камень, кубик, а мягкие как травка. 7. Какие согласные бывают только твёрдыми? Согласные Ж, Ш, Ц. 8. Какие согласные бывают только мягкими? Согласные Й, Ч, Щ. 9. Какими фишками обозначаются гласные и согласные звуки? Гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные твёрдые- сини- ми фишками, согласные мягкие звуки- зелёными. Практические задания: 1. Посмотрите на карточки и определите, правильно или неправильно выпол- нено задание: КИТ ЧАС МЕЛЬ 2. Составьте схемы слов: машина, матч. 3. Из тех картинок, которые перед вами, вы должны выбрать те, названия которых соответствуют схемам: 4. А теперь попробуем разгадать ребус, чтобы узнать название перелётной птицы. Запятые после рисунка показывают, сколько звуков нужно убрать в конце слова, а запятые перед картинкой показывают, сколько звуков в начале слова нужно убрать. ,,,, -Что нарисовано на первой картинке? Губы. -Сколько звуков нужно убрать с конца слова? Два звука. -Что останется от слова «губы»? ГУ. Кто нарисован на второй картинке? Лось. Уберите два звука с начала этого слова. Что осталось? СЬ. Какое слово получилось? ГУСЬ. Молодцы! Вы верно справились с предложенными заданиями.
|