Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»
Обучение грамоте
Автор: Крюкова Екатерина Васильевна   
08.08.2015 09:49

Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику»

Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

 Скачать конспект

В 2013-2014 учебном году одной из задач нашего ДОУ является создание оптимальных условий для развития грамматического строя речи, потенциала дошкольников посредством грамотного построения целостного педагогического процесса в ДОУ, формирование у детей нравственных начал и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Что же такое Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Для реализации этой задачи в своей группе мы провели занятие на тему: "Космическое путешествие к Лунтику". Занятие предназначено для детей в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, длительность занятия 25 минут, с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

Закреплять представления о космосе, космонавтах; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов-антонимов и определений); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Коррекционно — развивающие:

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение; слуховое внимание; артикуляционную и мелкую моторику; зрительный гнозис и конструктивный праксис в работе с разрезными картинками.

Коррекционно — воспитательные:

Воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, ответственность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование: разрезные картинки — «ракета», «космонавт», «спутник», «Земля», «Луна», индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, салфетки, предметные картинки для игры «Что возьмем с собой?», силуэт ракеты, компьютер, заставка на компьютере картинки Лунтика (героя детского мультфильма) Лунтика озвучивает воспитатель, слайды по теме «Космос», «космическая» мелодия, шесть картинок с изображением звездного неба, цветные карандаши, рация, угощение «звезда» по количеству детей.

Словарная работа: «скафандр».

Предварительная работа: рассматривание слайдов с изображением звездного неба, млечного пути; образование однокоренных слов к слову «звезда», разучивание физминутки «Будем космонавтами», пальчиковой гимнастики «Космонавт», работа с разрезными картинками по теме, отгадывание загадок.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети с учителем логопедом подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки.

Учитель-логопед: Дети, проходите за столы, там лежат картинки – они рассыпались, попробуйте их собрать и рассказать, что же у вас получилось.

Игра «Собери картинку»

(Дети собирают картинки.)

Учитель-логопед: Что у вас получилось?

Ответы детей: Космонавт, ракета, спутник, Земля, Луна.

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О космосе.

Учитель-логопед: Я хочу поздравить вас с наступающим праздником – Днем космонавтики, который отмечается 12 апреля. Дети, а кто летает в космос?

Дети: Космонавты.

Учитель-логопед: Кто был первым космонавтом?

Дети: Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно, чтобы стать космонавтом?

Дети: Хорошо учиться, много читать, делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, …

Учитель-логопед: А вы знаете, сегодня утром нам пришло письмо, наш хороший знакомый Лунтик, пишет, что очень скучает и приглашает нас в гости. Ну, что полетим к нему?

Дети: Да.

Учитель-логопед: А где живет наш друг?

Дети: На Луне.

Учитель-логопед: Но нам нужно подготовиться для полета, ведь перед вылетом космонавты очень много тренируются. Сделаем вместе зарядку, становитесь по порядку, начинаем мы зарядку.

Дети за учителем – логопедом проходят и строятся в круг.

2. Физминутка «Будем космонавтами»

Вот выходит на парад (маршируют)

Наш космический отряд.

Руки в стороны – к плечам, (ноги вместе, руки к плечам, в

Дружно мы покажем вам. стороны, к плечам)

И наклоны выполняем, (ноги на ширине плеч, руки на

Наклоняемся вперед. поясе, наклоны вперед)

Приседаем и встаём (присесть, руки вперед, встать -

И ничуть не устаём. руки на пояс)

Раз – прыжок, два – прыжок, (прыжки на месте)

Ножку ставим на носок. (тянем носок)

И опять шагаем – руки поднимаем. (шагаем, поднимаем руки)

Учитель-логопед: Сами мы подготовились, а теперь потренируем наш язычок, что бы он помог нам красиво выговаривать слова, когда мы отправимся в космос.

3. Артикуляционная гимнастика

Улыбка Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (зубы сомкнуты).

Часики • улыбнуться, открыть рот

  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели • улыбнуться

  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы.

Учитель-логопед: Молодцы! Отлично у вас получается!

4. Игра «Что возьмем с собой?»

Учитель-логопед: Но чтобы отправиться в космос нам необходимо собрать вещи. Что необходимо взять с собой в полет?

(Предлагаем детям подойти к следующему столу на котором лежат картинки – рация, аптечка, инструменты, питание в тюбиках и консервы, скафандр, стул, мягкие игрушки. Дети выбирают картинку и объясняют, для чего этот предмет нужен.)

5. Упражнение на дыхание

Учитель-логопед: Я буду командиром космического корабля, а вы мой экипаж.

Итак, экипаж занять места в ракете.

(Дети к «Ракете» и занимают свои места.)

Учитель-логопед: Внимание, приготовиться к полету, пристегнуть ремни. Дети, а центр управления полетом не выпускает нас, нужно еще проверить ваши легкие перед стартом. Подышим, повторяем за мной.

Вдох – выдох – вдыхаем через нос – выдох через рот …

Итак, включить приборы, начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!

(Гасится свет, на экране загораются слайды. Учитель-логопед рассказывает про космос, обращая внимание на слайды, звучит тихая космическая музыка.)

Учитель-логопед: Мы уже в космосе, посмотрите, как красиво. А вот мы летим над Землей. Скажите, ребята, какая она? Наша Земля?

Слайд: вид земли из космоса.

Дети: Красивая, голубая, необыкновенная, замечательная.

Учитель-логопед: А на что она похожа?

Дети: Наша земля похожа на мяч, шарик, яблоко, круглый орешек, колобок…

Учитель-логопед: А вот мы уже видим Луну. Внимание, приготовиться к посадке на Луну. Прилетели, выключить приборы. Выходим.

Учитель-логопед: (Оглядывается, ищет кого то.) А где же Лунтик, давайте его позовем?

Дети: Лунтик, ты где?

6. Отгадывание загадки

Лунтик: (Заставка компьютера, голос воспитателя). Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что прилетели ко мне в гости. Я очень люблю загадки, а вы любите? Послушайте и отгадайте:

Угли пылают —
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.

Что это?

(Это звезды).

Лунтик: Как вы догадались?

Дети: Звезды ярко горят, но днем их не видно.

Лунтик: Какие же вы сообразительные! Молодцы!

7. Игра «Семейка слов»

Лунтик: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову звезда.

Как можно ласково назвать звезду?

Дети: Звездочка.

Лунтик: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Лунтик: Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

Дети: Звездолет.

Лунтик: Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Дети: Звездочет.

Лунтик: А как говорят, когда падают звезды?

Дети: Звездопад.

Лунтик: Ребята, а как называются фигуры, которые образуют яркие звезды?

Дети: Созвездие.

Лунтик: Великолепно! Вы меня порадовали. Напомните мне, какие у нас получились слова?

Дети перечисляют: звездочка, звездочет, звездолет, созвездие, звездное небо, звездопад.

Лунтик: Ребята, я часто любуюсь звездным небом, звездами, а иногда даже их фотографирую. Посмотрите, на мои фотографии.

(Просмотр слайдов звездного неба).

Учитель-логопед: Какие красивые фотографии у тебя получились, Лунтик.

Лунтик: Это не просто звезды, если их соединить, то может получиться фигурка. Предлагаю сесть за стол, приготовить карандаши.

Учитель-логопед: А чтобы у нас все линии получились ровными и красивыми, сделаем гимнастику для пальчиков.

8. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В темном небе звезды светят (поочередное соединение большого

Космонавт летит в ракете пальца с мизинцем, безымянным,

День летит, два летит средним и указательным пальцем на ударные

И на землю не глядит. слоги)

9. Игра «Чего не стало?»

Учитель-логопед: Вот так Лунтик, какие замечательные фотографии сделал. Соедините все яркие звезды и тогда увидим, что получится.

- Юля, что у тебя на фотографии?

Юля: У меня получилась ракета.

Учитель-логопед: Варя, закрой ладошкой ракету. Скажи, чего у тебя не стало?

Варя: У меня не стало ракеты.

Учитель-логопед: Ребята, закройте ладошками свои ракеты. Чего у вас не стало? Дети: У нас нет ракет.

(Раздаётся сигнал по рации)

Учитель-логопед: Нас вызывает Земля. Земля, Земля, вас поняли, возвращаемся домой. Нам пора возвращаться домой, но ты не грусти мы обязательно к тебе прилетим, или ты к нам прилетай в гости. Правда, ребята?

Лунтик: Спасибо, за приглашение. До свидания!

(Прощаемся с Лунтиком, садимся в «Ракету» на стульчики, предлагаю пристегнуть ремни, включить приборы)

Учитель-логопед: Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!

(Звучит музыка.)

Учитель-логопед: Наш космический полет окончен. Вот мы и дома!

10. Игра «Скажи наоборот».

(Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг)

Учитель-логопед: В солнечный день очень светло, а в космосе...

  • .. темно.

- Летом на солнце очень жарко, а в космосе...

  • .. холодно.

- На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...

  • .. медленно.

- На Земле работать легко, а в космосе...

  • .. тяжело.

Молодцы.

11. Итог занятия.

Учитель-логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Дети, вы знаете — есть такая примета: если увидишь падающую звезду, и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под настоящий звездопад, решила собрать звезды в коробочку и поделиться со своими друзьями, ведь всегда очень важно делиться чем-то радостным, хорошим, добрым. И сегодня я хочу подарить каждому по одной звезде, когда вы загадаете желание, а потом съедите ее, то желание обязательно сбудется.

Используемая литература:

  1. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
  2. В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
  3. А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год