Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Обучение грамоте
Автор: Пермякова Светлана Сергеевна   
06.12.2014 23:20

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Пермякова Светлана Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного вида» Должность – учитель-логопед
г.Каменск – Уральский  Свердловской обл
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема. Дифференциация  звуков «В» - «Ф».
Задачи.1. Учить детей различать звуки «в» - «ф» на материале слогов, слов, предложений. Закреплять умение делать слого - звуковой анализ слов.
2.Развивать фонематический слух, внимание, память. Развивать  общую, мелкую и артикуляционную моторику ,интонационную  выразительность речи.
3.Воспитыватьу детей самоконтроль за речью, аккуратность при работе в тетради. Скачать конспект

Оборудование: сказочный герой Старичок Звуковичок, куклы или картинки детей Вани и Фани,  конверт с заданиями,  схема для звукового анализа, схемы артикуляции звуков «в», «ф», предметные картинки, в названии которых есть изучаемые звуки, тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Орг.момент.
Игра «Скажи наоборот»
-Сядет тот, кто правильно  заменит в слоге  твёрдый звук на мягкий и назовёт тот слог, который получится.
 
ва-…вя             фа-…фя             фо-…фё           во-…вё           ву-…вю           фу-…фю   
2. Сообщение  темы занятия.
-Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать два звука. Они очень похожи, и нам с вами надо постараться найти, в чём их отличие и выполнить задания, которые принёс вам старичок Звуковичок. Но сначала надо узнать, что же это за звуки.
-Кто в лесу зимой холодной
                      Бродит очень злой, голодный? (Волк)
-Выделите в этом слове первый звук.  («в»)
                   -Груша, яблоко и слива на ветвях висят красиво.
Все в саду растут продукты. Назовём их с вами …  (фрукты).
- Выделите в этом слове первый звук.  («ф»)
-Сегодня мы и будем работать со звуками «в»-«ф».
3.Повторение пройденного.
-Пожалуйста, дайте характеристику звука «в». (Согласный, твёрдый, звонкий.)
Дети дают характеристику с опорой  на схему звукового анализа  и артикуляционную схему.
-Теперь надо дать характеристику звуку «ф». (Согласный, твёрдый, глухой).
-В чём сходство этих двух звуков при произношении? (Дети сравнивают  по схеме: губы слегка округлены, верхние зубы прижаты к нижней губе, язык лежит спокойно.)
-Давайте найдём, в чём же тогда отличие? ( У «в»-голосовые складки сомкнуты, дрожат, получается голос, значит звук звонкий.    У «ф»- складки разомкнуты, воздух проходит свободно, голоса нет, только шум. Значит,  звук глухой.)
- Мы  всегда должны помнить об этом  отличии и не путать два звука.
4.Изучение нового материала.
Старичок Звуковичок  приготовил для вас разные задания. Давайте попробуем их выполнить.
Дифференциация звуков в слогах.
1)Игра «Скажи наоборот».
Ва-…фа, ву-…фу, во-…фо, вы-…фы, ифа-…ива, офы-…овы,…
2) «Говори – не торопись, да смотри –не ошибись» (Повторить слоговые ряды.)
Ва-ва-фа           фу-ву-ву           фы-вы-фы         во-фо-во
3)»Закончи чистоговорку».
ВА- ВА- ВА- на суку сидит …(сова).
ФА- ФА- ФА- у Вовы новая …(софа).
ОВУ- ОВУ –ОВУ- я дою…( корову).
УФ- УФ- УФ- Сяду я на… (пуф).
ИВЫ- ИВЫ- ИВЫ- в саду поспели…( сливы).
АФЫ- АФЫ- АФЫ- в Африке живут…( жирафы).
Дифференциация звуков в словах.
1)- Послушать ряд слов, повторить то, в котором нет звука «в».
-Звонок, сова, фонарь, воробей.
- Послушать ряд слов, повторить то, в котором нет звука «ф».
Фокус, слива, факел, лифт.
2)-Звуковичок  привёл к нам в гости брата с сестрой  Ваню и Фаню. У них день рождения, им все дарят подарки. Мы тоже будем дарить , но надо быть очень внимательными: у Вани в названии подарка должен быть звук «в», а у Фани – «ф».
(Дети берут одну из карточек, перевёрнутых картинкой вниз, чётко называют предмет, определяют наличие в  его названии  звука «в» или  «ф»  и «дарят подарок».
                                                       Физминутка.
 
Вот, ребята, вам зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше  потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам  свободней встать
 И спокойнее дышать.
 

Дифференциация звуков в предложениях.
1)-Ване и Фане  подарили много подарков.  Звуковичок предлагает вам придумать предложения о том, что будут делать дети со своими подарками. (Фаня надевает сарафан. Ваня играет экскаватором.     И т.д.)
2)-Ваня осенью собирается в школу. Давайте, послушаем о нём стихотворение и выберем из него слова, в которых есть звуки  «в»  и  «ф».
Форма новая у Вани
И фуражка в самый раз.
Нынче Ваню все соседи
Провожают в первый класс.
Заучивание стихотворения, произнесение его по фразам с разной интонацией ( «по секрету», с  вопросительной, с  радостной  и т.д.)
- Ваня, как все ученики, будет писать в тетрадях. У нас тоже есть тетради. Давайте в тетрадях сделаем схемы тех  слов,   которые помогли нам в начале занятия узнать, с какими звуками будем работать. Попробуйте вспомнить,  о  ком и о чём  мы отгадывали  загадки.  (Волк, фрукты)
Проводится слого – звуковой анализ слов, в тетрадях рисуются схемы.
5. Подведение итога занятия и оценка работы детей.
-У Звуковичка закончились все задания, а наше занятие подошло к концу.  Какие звуки мы сегодня учились различать?
В чём их сходство?
В чём их отличие?
Что понравилось  на занятии?
Какие задания показались трудными?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год