Проект «Народные промыслы» |
Фольклор | |
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Колоколова Марина Владимировна Кричун Наталия Владимировна Фадеенко Надежда Михайловна | |
10.10.2025 13:21 | |
В группе компенсирующей направленности детей с ТНР старшего дошкольного возраста был реализован познавательно-творческий проект «Народные промыслы», в рамках которого представлены такие формы работы с детьми, как детские советы с выходом в центры активности, виртуальные экскурсии по народным промыслам России, создание мини-музея в группе. Через данные формы решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Тема «Народные промыслы» прописана в лексических темах учителем-логопедом в конце весны. Но видя заинтересованность детей, мы решили прожить ее раньше. Формы работы выбирались в связи с вопросами детей, с образовательной план-паутинкой и моделью трех вопросов. Детские инициативы дополнялись взрослыми. Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность в ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками. Проекты помогают ребенку осуществить задуманные идеи, реализовать мечты, создать что-то новое, существующее первоначально только как фантазия или план. Через это ребенок познает себя и мир, который его окружает, ставит эксперименты, проводит исследования, проявляет активность. Следует поддерживать, укреплять и пробуждать естественные интересы детей и быть внимательным к их проявлениям. Необходимо разделять детские интересы, подхватывая предложенные детьми темы и развивая их в проекты.
Актуальность Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников актуальна как никогда. Такие понятия, как патриотизм, духовность, нравственность – всегда были и будут актуальными в нашем обществе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает развитие ценностного отношения к родной культуре, народному искусству, к традициям своего народа. Главной целью новой Федеральной образовательной программы ДО является: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства доступны детям дошкольного возраста и делают его незаменимым средством воспитания ребёнка. Главный смысл применения народного декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками – воспитание предпосылок чувства любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма. Подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям народа. Проблема: Приобщение в родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться свое страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус. После рассказа Сережи о праздничных гуляниях Масленицы, дети стали задавать много вопросов, интересоваться предметами промыслов России. Мы увидели, что наши ребята владеют недостаточным запасом знаний про быт, фольклор, традиции русского народа. Цель проекта: Развитие познавательного интереса к истории создания изделий народного декоративно-прикладного искусства, интереса, уважения к истории, культуре русского народа. Детская цель: расширение и систематизация знаний о народных промыслах России в игровой и художественно-эстетической деятельности. Исходя из цели нашего проекта, мы поставили перед собой следующие задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Для родителей:
Ожидаемые результаты: У воспитанников расширятся представления о различных видах народно-прикладного искусства: городецкая, хохлома, гжель и дымковская, их историях и особенностях. Дети научатся различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности, элементы узора, колорит, сочетание цветов. Разовьются творческие умения по составлению узоров на предметах быта. Сформируется чувство гордости за родной край, уважение к работе народных мастеров. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми, журналами, альбомами. Родители пополнят знания и практические навыки воспитания детей в вопросах формирования духовно-нравственного воспитания. Педагоги приобретут опыт:
Описание работы над проектом: I этап. Погружение в тему: На выходных Сережа с семьей ездил в Ангарскую деревню на Масленичные гуляния. Там он увидел предметы старины, глиняную посуду, игрушки, расписные валенки, самовар. Сереже так понравился праздник, что в понедельник на утреннем круге, когда ребята делились новостями, с восторгом начал рассказывать детям про увиденное. (Фото 1, фото 2) С интересом выслушав Сергея, ребята начали обсуждать, почему давным-давно посуда была неяркой, темной, для чего стелили кружева на мебель, как люди шили дорожки для пола, какие у детей были игрушки. После того, как дети заинтересовались рассказом Сережи, мы решили выбрать тему про народные промыслы. Совместно с детьми была составлена модель трех вопросов и написано объявление для родителей о начале проекта. II этап. Основной. На следующий день София принесла туески из бересты, большую деревянную ложку и рассказала, для чего они нужны были людям. (Фото 3) Роберт предложил сделать выставку и поставить туда предметы. Мы спросили ребят, кто нам может помочь в организации выставки и что для этого нужно сделать. Тогда ребята предложили в приемной группы разместить плакат для родителей с просьбой о помощи. Место для выставки дети выбрали в самом центре группы и дали ей название «Уголок умельцев». Погружая детей в такую интересную необычную тему, ребятам показали презентации о разных видах народных промыслов, о росписях «Путешествие к мастерам хохломы», «Голубая гжель», «Дымковская игрушка», «Народные промыслы», «Русские потешки», «Секрет матрешки». Вместе с ребятами изучили игрушечную и матрешечную карты и узнали, в какой области нашей Родины живут мастера той или иной росписи. (Фото 4), (Фото 5) Ребята с удовольствием приносили из дома предметы старины: кружева, самотканые дорожки для пола, платки, мужские рубахи — косоворотки, шкатулки из бересты и жести, самовар, матрешки, ложки разных размеров, глиняные горшки, дымковские игрушки, пяльцы, деревянные кухонные доски, солонку и перечницу гжель, вышитые картины, рушник, подзоры, игрушки – куколки из соломы. (Фото 6) В модели трех вопросов Маша хотела узнать, как делают игрушки из глины и как они получаются такими красивыми. Дима решил найти ответ на Машин вопрос и с мамой приготовил сообщение о дымковской игрушке. Для этого он дома предложил маме слепить лошадку из глины и украсить ее узорами народных умельцев. А в группе рассказал ребятам о самом процессе изготовления игрушки. (Фото 7) На протяжении всего времени изучения темы ребята просили помощи своих родителей в поиске новой и необычной информации о каком-либо промысле. Например, о самой большой хохломской ложке в 2,5 метра ребятам поведал Кирилл; Таисия нам рассказала о городецкой росписи, что в ней используются не только цветы, но и образы коня и птицы, конь считается символом богатства, а птица – символ счастья; Сережа рассказал, что первоначально гжель была разноцветной и использовалась в домашних условиях и не считалась роскошью; Леся выучила стихотворение. При изучении материала были использованы дидактические игры: «Четвертый лишний», «Подбери узор», «Найди тень», «Разрезные картинки», «Русские узоры». На конструировании из бумаги ребята создали посуду и обыграли ее, придумав сюжет «Встреча гостей». Роберт предложил сделать самовар и кружку из пластмассового конструктора. (Фото 8) Ребята научились расписывать посуду, как настоящие мастера. Оформили выставку своих работ. Родители и дети были приглашены нами на мастер-класс «Город мастеров». В мастерской все вместе поиграли в русскую народную игру «Ручеек» (Фото 9) и попробовали себя в роли народных умельцев, выбрав себе работу по душе. Одни дети с родителями плели веночки из цветов и лент (Фото 10), другие лепили из белой глины игрушки и расписывали их дымковской росписью, а остальные мастера расписывали картонные тарелки. Учитель-логопед Наталия Владимировна на своих занятиях использовала дидактические игры, мнемотаблицы, таблицы описания предмета и составления текста о предметах народного промысла, которые способствуют развитию связной речи, обогащению словарного запаса детей и расширению кругозора, загадывала детям загадки, а также применяла игры и упражнения для формирования грамматических навыков: «Какой, какая, какие?», «Ванька-встанька», «Исправь ошибку», «Подбери слово», «Узнай по описанию». На развитие фонематического слуха и восприятие использовала такие игры, как «Чудесный мешочек» с музыкальными инструментами, «Цепочка слов», «Хлопай-топай», «Лови слово», «Громко-тихо», «Высоко-низко», чистоговорки и дополнила свои занятия пальчиковыми гимнастиками: «Дымковские барышни», «Петушок» и т.д. При реализации проекта «Народные промыслы» нами были созданы дидактические игры, журналы, альбомы, которые используются детьми в разных режимных моментах и интерактивная игра «Матрешки». Побывав в гостях у бабушки, Дима принес в группу деревянную доску, расписанную городецкой росписью, Соня спросила: «А сложно ли рисовать по дереву? Не расплывется ли краска? Как долго она будет сохнуть? Чем можно рисовать на дереве, краской или гуашью?». По запросам ребенка в группе создали мастерскую «Город мастеров». На детском совете были рассмотрены росписи: хохлома, городецкая, гжель и дымковская. Ребята сами выбрали, мастером какой росписи они хотели бы быть. Им были предложены деревянные доски, ложки, тарелки. После завершения мастерской ребята оформили выставку и вечером показали ее родителям. Каждый умелец рассказал про свое творение и как интересно побывать в роли мастера. Музыкальный руководитель с удовольствием приняла участие в нашем проекте. Для детей подготовила интерактивные игры на развитие ритма, такта и музыкального слуха, проводила с ними народные игры «Ручеек», «Гори, гори ясно» (Фото 11), «Цепи кованы». Ребята слушали музыкальные произведения «Золотая хохлома», «Городецкие умельцы», «Незабудковая гжель». На одном из музыкальных занятий Кирилл сказал, что на деревянных ложках можно играть музыку и предложил создать оркестр. Вскоре был организован небольшой праздник-досуг, где дети играли в народные игры под русскую народную музыку. Ребята играли в оркестре ложками, трещотками и на стиральной доске. Сценарий мы подготовили вместе с детьми. III. Заключительный этап. На итоговом сборе мы с ребятами поделились впечатлениями о проделанной работе во время реализации проекта, кто, что узнал нового, кому какой промысел запомнился больше всего, сложно ли быть мастером росписи, на чем было легче расписывать, на бумаге или на деревянной основе. Обсуждали вопрос: будут ли полученные знания полезны в будущем. Дети рассуждали и приводили примеры. Родители наших детей были приятно удивлены тем, что в детском саду проходят такие темы, как «Народные промыслы». Так как им пришлось окунуться в свое прошлое, прошлое своих бабушек и дедушек, которое сейчас хранится в старых сундуках. Результативность: Воспитанники получили знания о различных видах народно-прикладного искусства: городецкая, хохлома, гжель и дымковская, их историях и особенностях. Дети научились различать изделия разных народных промыслов, выделять характерные средства выразительности, элементы узора, колорит, сочетание цветов. Появились творческие умения по составлению узоров на предметах быта. Сформировано чувство гордости за родной край, уважение к работе народных мастеров. Родители пополнили знания и практические навыки воспитания детей в вопросах формирования духовно-нравственного воспитания. Наши перспективы: Опыт реализации проекта «Народные промыслы» будет обобщен и представлен на заседании Педагогического совета в мае 2025 года. А также опыт реализации проекта будет представлен на конкурсе Педагогической студии «Вдохновение – путь к успеху» в марте 2025 года. Представленный практический опыт поможет педагогам:
Литература:
|