Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующего развития для детей с ОНР «Истории поучиться всегда пригодиться»
Фольклор
Автор: Ручкина Марина Алексеевна Подольская Ольга Васильевна Химич Анна Сергеевна   
07.05.2025 05:44

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующего развития для детей с ОНРКонспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующего развития для детей с ОНР

Занятие подготовили: учитель-логопед Химич Анна Сергеевна, воспитатели: Ручкина Марина Алексеевна, Подольская Ольга Васильевна.

Тема: «Истории поучиться всегда пригодиться»

Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

 

Задачи:

  • продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением
  • закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды, кухонной утвари; -развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно русскими словами: предки, славяне и др.
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности

-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

Виды деятельности:

  • интеллектуально-познавательная
  • познавательно-исследовательская
  • коммуникативная
  • игровая
  • двигательная

Оборудование:

  • демонстрационный: русский народный костюм, клубочек ниток, видеофильм «Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка;
  • раздаточный: дидактические игры — разрезные картинки “Жилище и быт славян”; карточки «Раньше и теперь»;
  • материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Содержание деятельности детей (этапы деятельности):

I. Мотивационно-организационный.

Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки и т. п.)

- А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение улучшилось? (солнышко) — Оно есть?

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички (закликать, т.е. звать):

Солнышко, солнышко, красное семенышко, Выйди поскорее, будь к нам добрее! Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка, Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

- Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?

- Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками)

- Что они значат?

- Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи? (вешаю солнышко)

- Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и можно потрудиться.

Введение в тему:

- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре) (дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук)

- Что у вас получилось, знаете?

- Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?

- А откуда они? (из старины)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси)

- А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок)

II. Основной этап

- Где жили наши предки?

Узнаем из фильма.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали?

(изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)

2. Беседа с детьми.

- Как называется жилище наших предков?

- Что значит «изба»? (отапливаемое помещение)

- Что ещё можете рассказать?

- Какие предметы быта вы увидели?

- А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне) — Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю)

- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки.

Замечают клубок ниток.

- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.

- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:

3. Физминутка (на ковре)

Мальчики:

- Мы работали, устали, (косят траву)

Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)

Пояском их подвязали. Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)

На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед) Девочки: (встают)

- А мы тоже наряжались, (руки в бока)

- В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)

Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.

Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,

Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

- Как молодые люди на Руси наряжались?

- Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку)

- Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)

(выходит девушка в русском народном костюме)

- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)

- По добру ль доехали?

- Гляжу на вас одежка справная.

- Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася.

- Куда сами путь держите?

- Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка?

- Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно)

- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.

- Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печь- котёл)

- Хозяйка поможет нам.

4. Дидактическая игра «Раньше и теперь».

(предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта) (дети работают с карточками)

- Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д. по очереди)

- Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?

5. Эксперимент «Окрашивание тканей»

(дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)

- Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили)

- Чем могли красить ткани? (ответы детей)

- Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)

-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).

- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).

-А как я получила коричневую краску? (предположения детей)

- Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!

- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской.

(Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)

- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей)

- А теперь нашим тканям дадим просохнуть.

(дети садятся)

III. Итог

- Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили?

- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку:

«На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб)

(Хозяйка выносит каравай)

- У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.

- Давайте посмотрим, как украшен пирог?

Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год