Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующего развития для детей с ОНР «Истории поучиться всегда пригодиться» |
Фольклор | |
Автор: Ручкина Марина Алексеевна Подольская Ольга Васильевна Химич Анна Сергеевна | |
07.05.2025 05:44 | |
Занятие подготовили: учитель-логопед Химич Анна Сергеевна, воспитатели: Ручкина Марина Алексеевна, Подольская Ольга Васильевна. Тема: «Истории поучиться всегда пригодиться» Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру Виды деятельности:
Оборудование:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Содержание деятельности детей (этапы деятельности): I. Мотивационно-организационный. Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу) - Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки и т. п.) - А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение улучшилось? (солнышко) — Оно есть? - Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички (закликать, т.е. звать): Солнышко, солнышко, красное семенышко, Выйди поскорее, будь к нам добрее! Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка, Сядь на пенек, погуляй весь денёк! - Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели? - Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками) - Что они значат? - Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи? (вешаю солнышко) - Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и можно потрудиться. Введение в тему: - Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь. Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре) (дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук) - Что у вас получилось, знаете? - Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире? - А откуда они? (из старины) - Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси) - А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок) II. Основной этап - Где жили наши предки? Узнаем из фильма. 1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном) - Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали? (изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым) 2. Беседа с детьми. - Как называется жилище наших предков? - Что значит «изба»? (отапливаемое помещение) - Что ещё можете рассказать? - Какие предметы быта вы увидели? - А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне) — Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю) - И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки. Замечают клубок ниток. - Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать) - Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу. - Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки: 3. Физминутка (на ковре) Мальчики: - Мы работали, устали, (косят траву) Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают) Пояском их подвязали. Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки) На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед) Девочки: (встают) - А мы тоже наряжались, (руки в бока) - В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают) Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою. Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали, Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали. - Как молодые люди на Руси наряжались? - Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку) - Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться) (выходит девушка в русском народном костюме) - Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели) - По добру ль доехали? - Гляжу на вас одежка справная. - Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася. - Куда сами путь держите? - Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка? - Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно) - Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. - Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печь- котёл) - Хозяйка поможет нам. 4. Дидактическая игра «Раньше и теперь». (предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта) (дети работают с карточками) - Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д. по очереди) - Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали? 5. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя) - Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили) - Чем могли красить ткани? (ответы детей) - Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица) -Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей). - Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей). -А как я получила коричневую краску? (предположения детей) - Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску! - А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской. (Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки) - В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей) - А теперь нашим тканям дадим просохнуть. (дети садятся) III. Итог - Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили? - А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет: -Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб) (Хозяйка выносит каравай) - У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки. - Давайте посмотрим, как украшен пирог? Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!
|