ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ |
Фольклор | |||
Автор: Морозова Наталья Александровна | |||
27.04.2025 22:08 | |||
В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. А. С. Макаренко Воспитание, которое основывается на традиционных семейных ценностях, является мощным потенциалом для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечение преемственности поколений, поддержке общественных инициатив и проектов, направлено на гражданское и патриотическое воспитание детей. Нравственно-патриотическое воспитание, являясь важной частью общего образовательного процесса, всотрудничестве с родителями играет ключевую роль. Поскольку, только совместные усилияпомогут выработать у детей устойчивую систему ценностей, таких как: уважение к старшим, забота о младших, любовь к близким, к родному краю и др. Проведение совместных мероприятий, обсуждение тематики патриотизма в семье способствует укреплению детско-родительских отношений, формированию крепкой семьи, принадлежности к месту, где ты родился и живешь. ВФедеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. В связи с этим, остаются актуальными вопросы укрепления института семьи, предполагающиеопору на духовно-нравственные ценности российского народа, историю страны, своего края и национально-культурные традиции.
Решение задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможно только в сотрудничестве с семьей, которое подразумевает обмен мыслями, чувствами и переживаниями. В совместной деятельности родители выступают в роли партнеров и охотно включаются в жизнь дошкольного учреждения. Системная работа по духовно-нравственному воспитаниюдетей на основе традиционной культуры чаще всего строится нарегиональном компоненте, что соответствует возрастнымособенностям детей дошкольного возраста. Это проектная деятельность, которая объединяет всех: педагогов, родителей, социальных партнеров, воспитанниковдетского сада и имеет долгосрочный характер. Таким примером системной работы ДОУ является проект «Духовно-нравственноеразвитие дошкольников, как основа патриотическоговоспитания». Наш детский сад имеет достаточный опыт в областинравсвенно-патриотического воспитания дошкольниковтак как, процесс воспитание маленьких патриотов, любящих свою Родину, остается всегда приоритетным. Данноенаправление мы развивали с помощью разных форм работы: через родительские собранияи круглые столы; через знакомство с историей и природой родного края; через оформление выставок поделок, фотографий и рисунков; через использование музейной педагогики (мини-музеи групп, музей детского сада, совместное посещение музеев города, памятных мест); через знакомство с художественной литературой (в том числе и семейное чтение); через знакомство с фольклором (потешки, песни); через детско-родительское театральное взаимодействие; черездекоративно-прикладное творчество. Особый интерес вызвал проект «Знакомство с Кожлянской игрушкой». Участие в различных социально – значимых акциях ( «Письма солдату», «Все для Победы», «Очистим лесопарк», «Покормите птиц» и др.) и в конкурсном движении. Значимым в совместной работе по проекту «Духовно-нравственное развитие дошкольников, как основа патриотического воспитания» является разработка плана и проведение тематических, обучающих, познавательных, творческих и развлекательных мероприятий. Так совместно с родителями были организованы досуги: «На дворе Святки – мы поем колядки!», «Бабушкины сказки на Рождество», «Кулики», праздник ко Дню города «Осень в городе моем», «Масленица», «День балалайки», «Сороки» на которых родители выступали наряду с детьми в костюмированном действе: музицировали на музыкальных и шумовых инструментах, исполняли хороводы, пели народные песни, играли в русские народные игры, знакомились с играми Курского края. Очень популярен среди детей и взрослых, проводимый в начале лета семейный фестиваль детско-родительского творчества «День Курского соловья», который в этом году будет проходить уже третий раз. Радиус вовлеченных заинтересованных взрослых и детей с каждым годом увеличивается. Участниками становятся не только семьи нашего детского сада, но и представители других образовательных организаций. Это и выпускники нашего детского сада, ныне учащиеся школ города. И активные семьи дошкольных учреждений нашего микрорайона. И представители общественности города: представители Курской государственной филармонии, Администрации города Курска. Изюминку фестивалю придают выступления многодетных семей, которые знакомят нас со своими творческими историями. Так же в саду организован и функционируеткружок ложкарей среди детей, педагогов и инициативных родителей. Хочется отметить, эти мероприятия, основанные на сохранении уникальных традиций и обычаев, обогащают духовный мир каждого ребенка, что не проходит бесследно. Работая совместно с семьей, удается сформировать устойчивый интерес к народному творчеству, музыкальному фольклору у большинства детей, повышая уровень музыкального развития детей и их родителей. Ведь русский фольклор – это богатое наследие, которое содержит множество мудрых уроков нравственности и является интересным и познавательным опытом для личностного развития и укрепления связи с родной культурой В процессе духовно-нравственного воспитания у детей развиваются такие чувства, как товарищество, патриотизм, коллективизм и глубокое уважение к окружающим, а также активная позиция по отношению к действительности. Ключевую роль в реализации этих задач играет совместная деятельность детей, родителей и воспитателей, поскольку воспитание личности — это процесс, который не может быть ограничен строгими рамками расписания занятий. Эти формы и методы помогают детям создать целостное представление об окружающем мире, совершать собственные маленькие открытия и действия на пути к пониманию многовековой культуры человечества. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые эффективные подходы и пути сотрудничества с родителями, ведь наша общая цель — воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя.
|