Паспорт педагогического проекта «Путешествие в народное творчество»
Багрова Татьяна Анатольевна Воспитатель МБОУ СОШ №20 ГОЩ СП Детский сад «Родничок»
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Актуальность и проблемный вопрос (культурно-смысловой контекст):
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству и творчеству.
Поэтому наш проект направлен на развитие художественно — творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Тип проекта: познавательно –творческий
Участники проекта: дети (средняя группа), воспитатели группы, родители.
Задачи проекта:
- Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).
- Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
Продукт проектной деятельностиили предполагаемые результаты:
- Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
- Родители были активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.
- Обобщили знания детей о русских промыслах (гжель, хохлома, дымка, русской народной игрушке), желание рисовать и лепить народную игрушку.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- Подбор методической и художественной литературы по народному творчеству, наглядно-дидактического материала по данной теме.
- Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.
- Подготовка видео экскурсий родителями для детей «Путешествие по народному творчеству»
- Знакомство родителей с темой проекта и средствами необходимыми для реализации проекта.
В результате: познакомили детей и родителей с темой проекта, и формированием у дошкольников представлений о народном творчестве, воспитанием чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувство гордости за свою нацию, за прошлое своего народа.
2. Основной:
- Беседы: «Русские народное творчество», «Русская народная матрёшка», «Весёлые матрёшки».
- Просмотр презентаций «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель», «Дымка».
- Продуктивная деятельность: рисование «Лошадка», «Волшебные ложки», роспись подноса «Гжель на тарелочке», лепка «Козлёнок», «Матрешка», декупаж «Цветочные тарелочки», аппликация «костюм в русско-народном стиле», «Хохломская тарелка»
- Приобщение родителей к участию в выставке «Домашняя мастерская».
- Мастер- класс с родителями «Изготовление куклы оберега»
- Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе (оформление выставки книг о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).
- Мастер-класс с детьми «Куколка-колокольчик».
- Создание коллажа «Карусель» и «Матрешки».
В результате: познакомились с русским народным творчеством и мастерами умельцами народных промыслов.
3. Заключительный:
- Выставка детских работ «Домашняя мастерская»
- Открытие музея народного творчества.
- Презентация проекта «Путешествие в народное творчество»
В результате: познакомились с народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, дали детям знания о возникновении русских народных промыслах зародившихся много веков назад, а также обобщили знания детей к истокам русской народной культуры.
Литература:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Парциальная программа «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебное методическое пособие» — СПБ.: Детство – Пресс, 2000.
- В. Аникин «Русское народное творчество», Из-во: Высшая школа, 2009.
- П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев. Русское народное творчество. М.: Издательство художественная литература, 1966.
|