Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краткосрочный проект для детей старшей группы с ТНР «Синь России – сказочная гжель..»
Фольклор
Автор: Гавриченкова Олеся Николаевна   
10.02.2025 19:01

Краткосрочный проект для детей старшей группы с ТНР «Синь России – сказочная гжель..»Краткосрочный проект для детей старшей группы с ТНР «Синь России – сказочная гжель..»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы» (ГБОУ Школа № 1566)

Подготовила воспитатель: Гавриченкова О.Н Москва 2023г.

Вид проекта: творческий, информационно — познавательный.

Форма проведения: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации: январь -февраль 2023 года.

Участники проекта: дети старшей группы с ТНР, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

 

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

В современных программах по обучению дошкольников темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр обучающих и воспитательных задач по декоративно- прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотические чувства подрастающего поколения.

Таким образом, тема проектной деятельности «Гжель» в детском саду очень многогранна и достаточно актуальна. Она помогает развивать не только творческую сторону личности, но и любовь к родному дому, своей стране.

Цель:

  • развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
  • формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка;
  • создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
  • Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
  • Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
  • Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
  • Привлекать родителей к участию в Проекте.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Сроки реализации Проекта: январь -февраль 2023 г.

Этапы реализации Проекта:

I-ый этап: подготовительный (организационно-диагностический).

II-ой этап: основной (практический).

III-ий этап: заключительный (итоговый).

 

План по реализации проекта.

1

Анкетирование родителей

Воспитатель

Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению

2.

Интервьюирование детей

Воспитатель

Выявлен уровень знаний воспитанников по теме Проекта

3

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий Проекта

Воспитатель, родители

Составлен план мероприятий

4

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме Проекта в группе

Воспитатель, родители, дети

Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме Проекта

5

Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатель

Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций

6

Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

Воспитатель

Выполнены наглядно-методические пособия по теме Проекта

7

Создание материалов для заочного консультирования родителей

Воспитатель

Включение родителей в образовательный процесс по теме Проекта

8

Беседа «Синее чудо Гжели»

Воспитатель

Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи

9

Чтение:

- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;

- легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

- стихотворения о Гжели;

- Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Воспитатель

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников

9

Экскурсии:

- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели»

Воспитатель, дети

Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий

10

Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров

Родители, дети

Рассмотрены альбомы по гжельской росписи

11

Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»

Воспитатель, дети

Проведена ООД в форме занятия

12

Пополнение мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи

Родители, дети

Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров

13

Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Воспитатель

Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников

III – этап заключительный (итоговый)

14

Выставка детских работ «Сказочная Гжель»

 

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

15

Создание мини- музея в группе «Сказочная гжель»

 

Обобщён опыт работы по Проекту

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:

- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи. 

  1. Включение родителей в образовательный процесс:

- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;

- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Ожидаемые результаты проекта.

- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Организована выставка детских работ « Чудеса Гжели».

Создан мини – музей « Синь России– сказочная гжель».

Используемая литература

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;

Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;

Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;

Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;

Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;

Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год