Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краткосрочный проект для детей старшей группы с ТНР «Синь России – сказочная гжель..»
Фольклор
Автор: Гавриченкова Олеся Николаевна   
21.02.2025 19:01

Краткосрочный проект для детей старшей группы с ТНР «Синь России – сказочная гжель..»Краткосрочный проект для детей старшей группы с ТНР «Синь России – сказочная гжель..»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы» (ГБОУ Школа № 1566)

Подготовила воспитатель: Гавриченкова О.Н Москва 2023г.

Вид проекта: творческий, информационно — познавательный.

Форма проведения: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации: январь -февраль 2023 года.

Участники проекта: дети старшей группы с ТНР, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

 

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

В современных программах по обучению дошкольников темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр обучающих и воспитательных задач по декоративно- прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотические чувства подрастающего поколения.

Таким образом, тема проектной деятельности «Гжель» в детском саду очень многогранна и достаточно актуальна. Она помогает развивать не только творческую сторону личности, но и любовь к родному дому, своей стране.

Цель:

  • развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
  • формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка;
  • создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
  • Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
  • Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
  • Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
  • Привлекать родителей к участию в Проекте.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Сроки реализации Проекта: январь -февраль 2023 г.

Этапы реализации Проекта:

I-ый этап: подготовительный (организационно-диагностический).

II-ой этап: основной (практический).

III-ий этап: заключительный (итоговый).

 

План по реализации проекта.

1

Анкетирование родителей

Воспитатель

Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению

2.

Интервьюирование детей

Воспитатель

Выявлен уровень знаний воспитанников по теме Проекта

3

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий Проекта

Воспитатель, родители

Составлен план мероприятий

4

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме Проекта в группе

Воспитатель, родители, дети

Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме Проекта

5

Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатель

Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций

6

Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

Воспитатель

Выполнены наглядно-методические пособия по теме Проекта

7

Создание материалов для заочного консультирования родителей

Воспитатель

Включение родителей в образовательный процесс по теме Проекта

8

Беседа «Синее чудо Гжели»

Воспитатель

Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи

9

Чтение:

- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;

- легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

- стихотворения о Гжели;

- Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Воспитатель

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников

9

Экскурсии:

- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели»

Воспитатель, дети

Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий

10

Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров

Родители, дети

Рассмотрены альбомы по гжельской росписи

11

Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»

Воспитатель, дети

Проведена ООД в форме занятия

12

Пополнение мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи

Родители, дети

Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров

13

Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Воспитатель

Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников

III – этап заключительный (итоговый)

14

Выставка детских работ «Сказочная Гжель»

 

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

15

Создание мини- музея в группе «Сказочная гжель»

 

Обобщён опыт работы по Проекту

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:

- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи. 

  1. Включение родителей в образовательный процесс:

- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;

- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Ожидаемые результаты проекта.

- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

- Организована выставка детских работ « Чудеса Гжели».

Создан мини – музей « Синь России– сказочная гжель».

Используемая литература

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;

Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;

Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;

Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;

Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;

Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;

Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год