Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по родному краю «Земля Улыпа»»
Фольклор
Автор: А.В. Васильева, А.А. Новикова, Скляренко. И. В   
04.02.2025 17:45

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по родному краю «Земля Улыпа»»Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по родному краю «Земля Улыпа»»

А.В. Васильева, А.А. Новикова, Скляренко. И. В МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары,

Аннотация. Обогащать знания детей о родном крае. Понимание ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Знакомство с одной из легенд Чувашии, улицами города, названными в честь знаменитых людей, и национальными чувашскими блюдами.

Вызвать интерес и уважение к прошлому и настоящему города. Воспитывать любовь к своему родному городу, желание узнать о нем, как можно больше нового и интересного.

Цель:

Закреплять у детей знания о нашем городе: символика, улицы, и продукты питания.

Программные задачи:

 

Скачать конспект

Образовательные: расширить знания детей о родном крае. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Чувашии.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать, как можно больше о Чебоксарах. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Чебоксарах.

Интеграции образовательных областей: познавательная, игровая, двигательная и коммуникативная деятельности.

Предшествующая работа:

Экскурсия в Чувашский национальный музей г. Чебоксары (совместно с родителями);

Экскурсия по улицам города (совместно с родителями);

Оформление стенда с выставкой фотографий улиц;

Ознакомление с Чувашской Республикой, с селом, с продуктами питания.

Беседы о семье;

Чтения литературных произведений в кругу семьи;

Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Демонстрационные материалы:

Слайды (изображения улиц; иллюстрации отображающие сюжеты с изображением флагов, иллюстрации блюд чувашской кухни); богатыряУлыпу.

Ключевые слова: Тура, Юман, Какай-шурпи.

Последовательность образовательной деятельности:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас.

Вы знаете, что у каждого человека есть свой чудесный, замечательный уголок на земле – место, где он родился. Жить на родной земле – это счастье.

Воспитатель: А для нас родным домом для является наши Чебоксары.

По-чувашски наш город называют Шупашкар. Ученые говорят, что название города произошло от слова «чуваш» и «кар» — крепость, по-другому крепость чувашей. О нашем городе Чебоксары написано много стихов и песен.

Я вам прочитаю отрывок из стихотворения М. Юхма.

Светит солнышко над тобой, -

Светит, радостный город мой!

Ты знаком нам с детства,

В каждом нашем сердце-

Шубашкар мой, город родной!

Город мой,

Он цветёт,

В его воздухе

Липы и мёд!

Славный город

Над Волгой родной,

Мой любимый родной!..

Какие замечательные и проникновенные слова подобрал поэт.

Воспитатель: Ребята, хотите я вам расскажу одну очень интересную легенду про богатыря «Улыпу».

«Быстро рос Улып. К семи годам стал настоящим богатырём. С малых лет ему не сиделось дома. Подолгу он пропадал часто в степи, в ущельях гор…

Однажды Улып решил дойти до конца широкой степи и узнать, что за племена живут там, куда он до сих пор не ходил. Одел свои широкие шаровары, обулся в лапти и пошёл на север. По пути попался ему действенный большой лес. Деревья мешали Улыпу шагать, цеплялись ветвями за штаны, за лапти, несколько раз он споткнулся и чуть не упал, рассердился тогда Улып и стал вытаскивать деревья прямо с корнями. За несколько минут он раскорчевал так много деревьев, что сделал себе широкую просеку и пошёл по нему дальше на север. Лес кончился, опять началась степь. И тут Улып почувствовал; что-то мешает ему идти. Оказывается, когда он выкорчевал лес, комья земли попали в лапти. Поняв это, Улып сел на землю, разулся и высыпал из лаптей всю землю. И образовалась на том месте два больших кургана, которые чуваши до сих пор называют УЛЫП ТАПРИ- ЗЕМЛЯ УЛЫПА.» Это чувашский богатырь, он самый великий среди героев, каких знала земля. Прославивший свой чувашский народ и весь человеческий род.

Воспитатель: Какая интересная легенда, правда ребята. Всё это великое достояние чувашского народа, уходящий своими корнями в историю, в глубь живого, земного, человеческого. Легенды и мифы, родились на земле Чувашии давным –давно. Сочиняя их, люди говорили о своих радостях, бедах, надеждах. Из уст в уста, из поколения в поколение передавалась эта мудрость народа и дошла до наших дней.

Воспитатель: А хотите отправиться в путешествие по нашему родному краю? Хорошо. А путь нам укажет вот этот дубовый листочек.

Но, чтобы отправиться в путь надо только сказать:

Листочек, листочек покружись

И в нужное место опустись.

Итак, в путь.

Воспитатель: И наша первая остановка: «Живой символ Чувашии».

Ребята, как вы думаете, какое дерево считается священным в Чувашии?

Правильно, это- ДУБ. Посмотрите пожалуйста на экран.

Чувашский край издавна славился своими священными и заповедными дубравами. Дуб юман – дерево не только с крепкой древесиной, но и редчайший долгожитель, он растет VIII-X веков. Дуб для чувашей – дерево особенное, символ верховного божества Турă.

В традиционных представлениях чувашского народа дуб олицетворяет мужское начало. По мнению наших предков, дуб – атте – мой отец

В культуре чувашей дуб – традиционный символ мужественности, крепости, силы духа. Он олицетворяет отчий дом, родину.

Чуваши часто называли своих мальчиков именем Юман. Называя так сына, они выражали желание иметь крепкого и здорового наследника. Среди чувашских фамилий есть фамилия Юманов. Чуваши до сих пор крепкого, здорового и сильного человека отождествляют именно с дубом.

Дубовая древесина – превосходный строительный материал. Дуб в настоящее время используется в строительстве домов и хозяйственных построек. При строительстве дома дуб шёл под основу, фундамент, так как он устойчив к влаге. Там, где сосна или клен не простоят и года, дуб выдержит десятилетия. Поэтому самыми надежными опорами считались дубовые, самым лучшим настилом тоже был дубовый. Из дуба делали строительные инструменты, домашнюю мебель: столы, стулья, кровати, шкафы. Мебель из дуба была долговечной. Древесина дуба не имеет запаха, поэтому наши предки делали дубовые бочки для хранения продуктов. Листья дуба использовали при солении, квашении овощей. Из шишек юманçăпанěделали чернила. Ветки дуба связывали в веники, которыми пользовались в банях. Желудями дуба кормили домашний скот.

В качестве лекарственного сырья дуб широко использовался и до сих пор используется в народной медицине.

В Чебоксарском районе на поляне Ясна растет дуб Киреметь – седьмое чудо Чувашии. Травники называют его Дубом-энергетом, космоэнергеты – открытым космическим порталом, знахари – священным Дубом, наши предки – Киреметем. До сих пор к дубу приходят люди и загадывают желания. Говорят, что желания сбываются.

Дуб изображен на гербе и флаге Чувашии. «Древом жизни» называют это дерево чуваши. Дуб – символ надежности, выносливости, защиты, долговечности, мужества. Он славен своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной, что говорит о славной многовековой истории нашего края. В настоящее время дуб незаменим. Он легко переносит загрязнение воздуха газами, очищает воздух от пыли и копоти. Люди с древних времен пользуютс свойствами дуба. Дуб обогревал, оберегал, кормил, лечил, давал сырье для изготовления домашней утвари, строительный материал. Таким образом, дуб имел большое значение в жизни древних чувашей.

Значительное место дуб занимает и в чувашском фольклоре: сложено много песен, легенд, стихов и сказок. С ним связано множество примет, поверий и обрядов, пословиц.

Чăвашчунĕюманхăвăлĕнче «Дух чувашского народа обитает в дупле дуба»;

Юман ‒ авалхичăвашсенйăх палли «Дуб ‒ родовой знак древних чувашей» (чувашские пословицы). Когда чуваш отправлялся в поход, он обходил вековой дуб, чтобы всегда помнить родину и возвратиться счастливо.

В Чувашии почитали дуб как дерево-отец, дарующий своим детям все необходимое для жизни. Могучий дуб символизирует долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненную силу, твердость духа, покровительство и прибежище, священное место, прообраз отца. И сегодня дуб остается символом мужества и стойкости.

Дуб – живой символ Чувашии

Воспитатель:

Ну что ж, а мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашему листочку.

Все вместе: Листочек, листочек покружись

И в нужное место опустись.

Воспитатель: Вторая остановка: «Улицы нашего города».

Ребята, а вы, знаете, каков он, этот народ, живущий в этом городе, всегда можно понять, походив по её улицам.

С высоты волжского утёса город кажется сказочной птицей, летящей, расправив свои могучие крылья.

На экране будут появляться улицы Чебоксар, а мы будем их рассматривать и называть.

  1. В честь этой улицы назван выдающийся писатель? Его называют» Улып Чувашской Литературы». Он написал много книг о человеке труда и о рабочих руках. (Алексей Талвир) улица Талвира.
  2. А этот проспект назван в честь создателя чувашской письменности и литературного языка, историком, фольклористом, переводчиком, издателем первых книг? Посмотрите внимательно на экран, какой знакомый проспект. (пр. И. Я. Яковлев). Он создал себя сам –так говорят про Ивана Яковлева Яковлевича.
  3. Ребята, вспомните пожалуйста куда мы свами любим ходить подышать свежим воздухом. Посмотрите на слайд. Конечно в парк. Как он называется? (парк Б.И. Гузовского). Этот человек внёс значительный вклад в науку о лесе. Именно он посадил леса, которые тянутся вдоль нашей реки Волги. Назван в честьБронислава Ильича Гузовского.
  4. А эта улица находится, где дорога идёт на Чебоксарский аэропорт. (улица Бичурина). Его называют светильником разума. Он впервые создал китайско-русский словарь. Звали его Никита Бичурин.

Ребята мы с вами посмотрели малую часть улиц нашего города. А их у нас очень много. Названиями улицы, проспектов и площадей хранят свою историю, обычаи и традиции народа.

Воспитатель: А мы сейчас с вамипознакомимсяс чувашской игрой «Сирелер». «Расходись!» ( «Сирелер!»)

Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг и водят хоровод. Водящего выбирают считалкой:

Ты – идёшь, Ку – каять,

А ты – беги, Ку – чупать,

Ты – стоишь, Ку – юлать,

А ты – води. Ку – тытаканнипулать.

Водящий стоит в середине круга и неожиданно говорит: «Расходись!» ( «Сирелер!»). Игроки разбегаются, водящий их ловит. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим. Если водящий никого не поймает, то продолжает водить.

Воспитатель: Мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашему листочку.

Все вместе: Листочек, листочек покружись

И в нужное место опустись.

Воспитатель: Третья остановка: «Национальная кухня»

«Лишь травмы нет от пищи, — сказано в древней чувашской «Книге судьбы», — а остальные, даже простуда, от неправильного питания».

Потому чуваши, хотя и не особо привередливые в застольях, всегда внимательно относились к своей кухне.

В основном чуваши вместо сахара использовали мёд из собственной или соседской пасеки. Поэтому их дети не знали, что такое зубная боль. Цельное молоко пили маленькие или больные дети. А из самого молока делали творог, сметану, кислое молоко, масло, сырки.

Главным напитком чувашей была родниковая вода.

А сейчас мы с вами посмотрим на экран и рассмотрим блюда чувашской кухни.

  1. -Это блюдо делают из субпродуктов, туда входят сердце, легкие, печень. Это национальное чувашское блюдо «Какай- Шурпи»
  2. -А для этого продукта используют бараний желудок и мякоть баранины.

Это Шӑрттан.

3. -Дрожжевой пирог из картофеля, свинины и лука, называетсяХуплу. Это чувашское блюдо представляет собой дрожжевой пирог с начинкой из картофеля, свинины и лука.

4. -А этот продукт является древним видом печенья. Йӑва (колобок) — являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йaва имело связь с культом плодородия скота. Йaва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йaва с молитвой: «Турa, eрчетсурaхсене, йaвачухлeпeр карта сурaхпултар» ( «Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йaва.

Искусство приготовления пищи связано с бытом и культурой, обычаями образом жизни народа. Интересна чувашская национальная кухня со своими излюбленными блюдами, традиционным убранством стола, манерой угощения.

Поэтому чувашу «какай шӳрби» кажется вкуснее русской окрошки, а «шӑрттан» — грузинского шашлыка сациви, «шаркку» — узбекского плова…

Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа.

Без преувеличения можно сказать, что национальные блюда родного края для нас – не только еда, но ещё и символ тепла, уюта, отдыха.

Заключение

Вот и закончилось наше небольшое путешествие, мы узнали много интересного и полезного, расширила свои знания о родном крае.

Все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села или города, родного края…

Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего». Чтобы узнать мир, мы должны изучить историю и культуру своего родного края. «

Мы – молодое поколение будем стараться соблюдать культуру наших предков.

Чебоксарам в этом отношении повезло. Город хранит память предков.

Список использованной литературы:

  1. Юхма М.Н. Легенды и мифы Древней Чувашии. — Чебоксары: «Чувашия», 1996 г.- 226 с: ил.
  2. Юхма М.Н. Имена улиц твоих, Чебоксары: (очерки о столице Чувашской Республики городе Чебоксарах) / МишшиЮхма. – 2-е доп. расширенное изд. – Чебоксары: б.и., 2009. — 405 (1) с.; 21 см. История. Исторические науки- Российская Федерация –Чувашскаская Республика- Чебоксары, город- Улицы города-
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год