Конспект непосредственной образовательной деятельности детей «В гости к Дымковским игрушкам». (старшая группа) |
Фольклор | |||
Автор: Шаченкова Светлана Викторовна | |||
04.01.2025 11:53 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей «В гости к Дымковским игрушкам». (старшая группа) Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1454 «Тимирязевская» Цель:
Образовательная область: Познание. Художественно – эстетическая. Воспитатель: С.В. Шаченкова Москва, 2025г.
Программное содержание:
Предварительная работа:
Оборудование: изделия дымковских мастеров, макет русской народной избы: русская народная печка, сундук, самовар. Гуашь, кисти, спонж для рисования, ватные палочки, шаблоны из бумаги дымковских игрушек, разрезные картинки с изображением дымковских игрушек, макет реки, дерева яблони, салфетки, подставки. Кинопроектор, компьютер, USB колонка. Ход занятия. Дети входят в группу. Воспитатель: Дети, мы с вами много раз лепили, рисовали, знакомились с искусством народных умельцев, давайте вспомним о них. Я прочитаю стихотворение, а вы подумайте и скажите, о чем оно: «Вечера зимою длинны и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно-расписные. Белоснежны, как березки: кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор». О чем это стихотворение, ребята? Дети: О дымковской игрушке! Воспитатель: Правильно, ребята. Просмотр видеопрезентации: «Смотрите- ка, река! Это река, называется Вятка! А на берегу, стоит село, где жили мастера. Они лепили игрушки из глины. Чтобы игрушки были крепкими, их ставили в печь. Каждое утро над слободой дружно поднимался дым из печных труб. Поэтому, деревню и назвали «Дымково». Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в деревню Дымково? Дети: Хотим! Воспитатель: Только, как туда дорогу найти? А давайте возьмем с собой эхо и попросим его указать нам путь? Дети: Да! Воспитатель: Все вместе скажем: «Эхо, ты здесь?» Дети: Эхо, ты здесь? Эхо (аудиозапись): «Здесь, здесь. … За высокими горами, за синими морями стоит село мастеров, но дорогу туда найти непросто. Дорогу найдет только тот, кто преодолеет все препятствия, которые встретятся на пути». Воспитатель: Вот только как найти туда дорогу? Эхо: Налево пойдете – в речку упадете. Прямо пойдете – чудо найдете, А направо пойдете – на лужайку попадете, Чудо-яблоню найдете. Воспитатель: Пойдем, дети, направо. Попробуем найти чудо-яблоню. Подходит с детьми к яблоне (макет) и рассматривает его. -Здравствуй, яблоня! Укажи нам дорогу в деревню Дымково. Яблоня (аудиозапись): сорвите мои яблочки и отгадайте загадки. Воспитатель снимает первое яблоко и загадывает загадки: 1. Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво, барышня так красива. Как лебедушка плывет, песню тихую поет. Что это? (Дымковская барышня) 2. Бока крутые, рога золотые. Через горные отроги, Через крыши деревень, Красно — рогий, Желто- рогий Мчится глиняный.. (олень). 3. Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок. (козлик) 4. Посмотрите, пышный хвост. У него совсем не прост. Точно солнечный цветок, да алеет гребешок. (индюк) Яблоня: Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Эхо: Вы скажите мне: откуда, появилось это чудо? Дети: Из деревни Дымково! Воспитатель: На экране появляется видеопрезентация: дымковские игрушки, элементы дымковских узоров.) Правильно ребята, из деревни Дымково! Там любили песни, пляски, и в селе рождались сказки. Вечера бывали длинные, а лепили там из глины. Воспитатель: Ребята, мы первое задание выполнили. Слышите, птицы запели на дереве! (Аудиозапись пения птиц). Эхо: Яблочко румяное сорвите, по дорожке покатите, куда яблочко покатиться, туда и вам идти. Воспитатель срывает с дерева яблочко и катит перед собой. Воспитатель: Наше яблочко остановилось. В чем дело? Берет яблоко в руки, рассматривает его, и яблоко раскрывается, а в нем письмо. Яблочко-то, оказывается, с секретом. Прочитаем, что же здесь написано… Чтоб дорогу дальше найти, нужно хоровод завести. Дети исполняют русский народный хоровод – игру «Ходит Ваня». Воспитатель катит яблочко дальше до шкатулки. Эхо: Интересно, что в шкатулке лежит. А вы как думаете, ребята? Открывает шкатулку, в ней лежат разрезные картинки с изображением дымковских игрушек. Эхо: Следующее задание: сложите картинки, затем по камешкам пойдете и в деревню Дымково попадете! (Дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились! Воспитатель обращает внимание на «речку» (макет реки): Ребята, что нам делать дальше? Речка (аудиозапись): Добрый день, дорогие дети. Я речка быстрая. Вы по камешкам идите. Нужно идти аккуратно, наступать только на камешки, иначе можно утонуть в болоте. Дети идут по камешкам и оказываются в «селе Дымково». Звучит русская народная мелодия. (Аудиозапись) На экране появляется видеопрезентация домика. Воспитатель: А вот и домик над рекой, Дым колечком над трубой. Видно, варится обед. Есть здесь кто то или нет? Из- за макета домика выходит бабушка Варварушка: «Ой, иду, иду, иду! Дверь скорее отопру! Скок поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу! Здравствуйте, детки! Здравствуйте, ребятки любимые! Давайте с вами познакомимся, меня зовут бабушка Варварушка, из деревни Дымково!» Видеопрезентация на экране: картинка горницы. «Проходите, ребята, в мою горницу! Посмотрите, как уютно и тепло у меня в избе, и печка есть, и сундучок и самовар, и игрушки дымковские! Да вот беда приключилась. Собралась я на ярмарку, игрушки вести, а мастерицы не успели их расписать!». Воспитатель: Не беда, бабушка Варварушка, наши дети помогут тебе. Поможем, ребята! Дети: Да! Воспитатель: Ребята, какими узорами будем расписывать игрушки? Ответы детей: Полоски, круги, точечки, линии прямые и волнистые. Бабушка Варварушка: Тогда, присаживайтесь за столы и будем игрушки расписывать! Дети садятся за столы, расписывают игрушки. (трафареты игрушек из бумаги). (Спонжами рисуют кружки, ватной полочкой наносят линии, другим концом ватной палочки наносят точки. (Звучит русская народная музыка, аудиозапись). По окончании, работы детей воспитатель кладет на поднос. Дети выходят из- за столов. Воспитатель: Посмотри, бабушка Варварушка, какие красивые игрушки получились у наших детей! Бабушка Варварушка: Ой, как красиво! Воспитатель: Как хорошо у тебя в гостях, бабушка Варварушка! Обращает внимание на шкатулку: «А что это?». Бабушка Варварушка: «А это мой волшебный сундучок. В нем живут ложки и колокольчики. Для чего нужны ложки и колокольчики?» Ответы детей: Для того, чтобы ложками есть, а колокольчиками звенеть! Бабушка Варварушка: Молодцы, ребята, правильно! А вы знаете, что на ложках можно играть? Давайте поиграем.! (под русскую народную мелодию дети играют на ложках и звенят колокольчиками). Бабушка Варварушка: Все то вы умеете, и рисовать и на ложках играть. Как настоящие мастера! А у меня для вас угощение! Бабушка достает из печи поднос с баранками: «Будете чай пить из самовара, да с баранками! А мне пора на ярмарку!» До свидания! Дети: До свидания! Воспитатель: Мы о дымковской игрушке будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья подружки, мы закончимнаш рассказ. А нам пора возвращаться в детский сад.
|