Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской»
Фольклор
Автор: Филимонова Валентина Юрьевна   
04.10.2024 08:01

Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской»Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской»

Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области.

Задачи:

  • Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут.
  • Знакомить детей с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратова.
  • Узнавать и называть знакомые места города.
  • Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
  • Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, картинки с музыкальными инструментами, дидактическая игра- пазлы «Памятные места Саратова», презентация «Саратовская гармоника», фломастеры, цветные карандаши, шаблоны гармошки, запись звучания саратовской гармошки, песня «Валенки» в исполнении Л. Руслановой.

Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», словарная работа, чтение и заучивание стихотворений о гармошке, проведение виртуальных экскурсий по городу, разучивание танца «Валенки».

 

Ход занятия:

Все дети входят в зал. (Дети стоят)

Воспитатель: Добрый день! Ребята сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! (дети здороваются)

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А чтоб оно было у всех замечательным, я предлагаю всем встать в круги передавать как эстафету наше настроение друг другу рукопожатием. Начинает воспитатель: «Я передаю вам своё настроение, и оно идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение у всех стало замечательным, так как каждый из вас добавил частичку своего настроения. Пусть же это хорошее настроение останется с вами на протяжении всего дня».

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила, которые мы должны соблюдать на занятиях.

Все дети: С добрым утром, начат день,

Первым делом – гоним лень,

На уроке не зевать, красиво, чётко отвечать!

Внимательно слушать, другим не мешать

Когда тебя спросят, тогда отвечать.

Воспитатель: Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массуположительных эмоций.

- Ребята, вы любите слушать музыку? Ответы детей

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания.

- Знаете ли вы названия музыкальных инструментов? Ответы детей

Сейчас мы это и проверим. Я буду загадывать вам загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будите их отгадать.

(Загадывание загадки и показ картинок)

Воспитатель: — Молодцы. Все музыкальные инструменты вы назвали правильно!

Среди ваших ответов прозвучало название того музыкального инструмента, которому мы посвятим нашу встречу, а какому, вы узнаете из загадки:

Вруки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет — только тронь.

Как зовут её? (Гармонь.)

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из символов родного края- это Саратовская гармошка.

СЛАЙД 1. «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»

СЛАЙД 2. Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника.

СЛАЙД 3. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал её самой узнаваемой.

Воспитатель: Давайте послушаем как звучит саратовская гармошка. (Включаем звучание саратовской гармошки)

Воспитатель: А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?

Дети: Колокольчики звенят.

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 4. Отличным мастером, много сделавшим для формирования музыкальных и внешних качеств саратовской гармоники, был Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918 гг.). Ему и обязана своим названием саратовская гармоника. Его величали «Страдивари саратовскойгармоники».

Примерно с 1870 года на Никольской улице (ныне улица Радищева) появляется гармонная мастерская Н. Г. Корелина, которая выделялась из всех фабрик и заводов своим уникальным производством.

СЛАЙД 5. Какие только гармошки там не придумывали мастера!

Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стих про гармошку.

Реб 1:

Если в руки я возьму гармошку

И сыграю если я на ней,

Сразу настроенье станет лучше

Сразу станет всем нам веселей.

Реб 2:

Колокольчики ударят звонко,

Звонко переборы зазвучат.

Вширь меха гармошки развернутся,

Увлекая в пляс парней, девчат.

Реб 3:

Рад тому, что город есть Саратов,

Что стоит на волжском берегу.

Без него задорную гармошку

Я себе представить не могу.

Реб 4:

Музыкальных много инструментов,

Но скажу вам, честно говоря,

То, что из Саратова гармошка

По России славится не зря!

СЛАЙД 6. Ребята, а ведь гармонь звучала не только на праздничных гуляниях. Она сопровождала человека и в тяжелые минуты. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь. Была она и на войне.

В суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу.

Ребята, а как называют музыканта, который играет на гармони? (Ответы детей)

СЛАЙД 7. Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной Войны наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова.

Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад.

2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки».

Воспитатель: А сейчас мы послушаем «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой, а наши девочки станцуют. (танец «Валенки»)

СЛАЙД 8. В апреле 2018 г. в Саратове состоялось открытие памятника Лидии Руслановой. Памятник представляет собой однофигурную композицию певицы, которая стоит в характерной позе — в момент исполнения народной песни.

Воспитатель: Ребята, кто узнал место, где установлен этот памятник? (Ответы детей)

СЛАЙД 9. В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев.

СЛАЙД 10. В саратовском колледже им. Гагарина в 2013 году был открыт первый негосударственный музей саратовской гармошки. Экспозиция раскрывает историю создания инструмента. Среди экспонатов книги об истории инструмента, виниловые пластинки с записями мелодий и, конечно же, саратовские гармошки с колокольчиками.

СЛАЙД 11. Ребята, посмотрите внимательно…видели ли вы этот памятник? Где он находится?

12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова (проспект Столыпина) был установлен памятник Саратовской гармонике. Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день — в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.

Воспитатель: Мы с вами просмотрели некоторые памятники, а сейчас я предлагаю поиграть в дидактическую игру- пазлы «Памятные места Саратова».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать мастерами, которые разукрашивают гармошки.

(дети раскрашивают). Во время работы следить за осанкой.

Пальчиковая гимнастика: «ГАРМОШКА». (И. Лопухина)

Посмотри: моя ладошка, (положить руки на стол, ладонями вниз)

Как весёлая гармошка!

Пальчики я раздвигаю, (развести пальцы «веером», а затем

А потом опять сдвигаю. сдвинуть обратно)

Раз, два, три, раз, два, три, (кисти сжаты в кулачки, сводить вместе и

Я играю, посмотри! разводить в стороны)

Я ладошки раздвигаю, (соединять одноимённые пальчики)

Я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Физминутка для осанки:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Воспитатель: Ребята, давайте ваши работы развесим на доску, чтоб наши гости и вы смогли ими полюбоваться.

Итог занятия:

- о каких музыкальных инструментах мы сегодня говорили?

- что нового вы узнали о них?

- про какие памятники вы сегодня узнали?

- как называют людей, которые играют на гармони?

- о чем вы расскажете дома своим родным?

Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите.

Воспитатель:

«Гармонь — не просто ящик музыкальный,

Она — хранительница русской старины,

Народной мудрости источник уникальный,

Культурное наследие страны!

Своя, саратовская, русская, народная,

Гармонь тревожит сердце благородное,

И музыкой волнующей, особенной,

Вновь наши души связывает с Родиной!»

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! Спасибо всем за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год