Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской»
Фольклор
Автор: Филимонова Валентина Юрьевна   
04.10.2024 08:01

Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской»Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской»

Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области.

Задачи:

  • Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут.
  • Знакомить детей с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратова.
  • Узнавать и называть знакомые места города.
  • Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
  • Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, картинки с музыкальными инструментами, дидактическая игра- пазлы «Памятные места Саратова», презентация «Саратовская гармоника», фломастеры, цветные карандаши, шаблоны гармошки, запись звучания саратовской гармошки, песня «Валенки» в исполнении Л. Руслановой.

Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», словарная работа, чтение и заучивание стихотворений о гармошке, проведение виртуальных экскурсий по городу, разучивание танца «Валенки».

 

Ход занятия:

Все дети входят в зал. (Дети стоят)

Воспитатель: Добрый день! Ребята сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! (дети здороваются)

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А чтоб оно было у всех замечательным, я предлагаю всем встать в круги передавать как эстафету наше настроение друг другу рукопожатием. Начинает воспитатель: «Я передаю вам своё настроение, и оно идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение у всех стало замечательным, так как каждый из вас добавил частичку своего настроения. Пусть же это хорошее настроение останется с вами на протяжении всего дня».

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила, которые мы должны соблюдать на занятиях.

Все дети: С добрым утром, начат день,

Первым делом – гоним лень,

На уроке не зевать, красиво, чётко отвечать!

Внимательно слушать, другим не мешать

Когда тебя спросят, тогда отвечать.

Воспитатель: Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массуположительных эмоций.

- Ребята, вы любите слушать музыку? Ответы детей

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания.

- Знаете ли вы названия музыкальных инструментов? Ответы детей

Сейчас мы это и проверим. Я буду загадывать вам загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будите их отгадать.

(Загадывание загадки и показ картинок)

Воспитатель: — Молодцы. Все музыкальные инструменты вы назвали правильно!

Среди ваших ответов прозвучало название того музыкального инструмента, которому мы посвятим нашу встречу, а какому, вы узнаете из загадки:

Вруки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет — только тронь.

Как зовут её? (Гармонь.)

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из символов родного края- это Саратовская гармошка.

СЛАЙД 1. «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»

СЛАЙД 2. Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника.

СЛАЙД 3. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал её самой узнаваемой.

Воспитатель: Давайте послушаем как звучит саратовская гармошка. (Включаем звучание саратовской гармошки)

Воспитатель: А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?

Дети: Колокольчики звенят.

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 4. Отличным мастером, много сделавшим для формирования музыкальных и внешних качеств саратовской гармоники, был Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918 гг.). Ему и обязана своим названием саратовская гармоника. Его величали «Страдивари саратовскойгармоники».

Примерно с 1870 года на Никольской улице (ныне улица Радищева) появляется гармонная мастерская Н. Г. Корелина, которая выделялась из всех фабрик и заводов своим уникальным производством.

СЛАЙД 5. Какие только гармошки там не придумывали мастера!

Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стих про гармошку.

Реб 1:

Если в руки я возьму гармошку

И сыграю если я на ней,

Сразу настроенье станет лучше

Сразу станет всем нам веселей.

Реб 2:

Колокольчики ударят звонко,

Звонко переборы зазвучат.

Вширь меха гармошки развернутся,

Увлекая в пляс парней, девчат.

Реб 3:

Рад тому, что город есть Саратов,

Что стоит на волжском берегу.

Без него задорную гармошку

Я себе представить не могу.

Реб 4:

Музыкальных много инструментов,

Но скажу вам, честно говоря,

То, что из Саратова гармошка

По России славится не зря!

СЛАЙД 6. Ребята, а ведь гармонь звучала не только на праздничных гуляниях. Она сопровождала человека и в тяжелые минуты. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь. Была она и на войне.

В суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу.

Ребята, а как называют музыканта, который играет на гармони? (Ответы детей)

СЛАЙД 7. Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной Войны наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова.

Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад.

2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки».

Воспитатель: А сейчас мы послушаем «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой, а наши девочки станцуют. (танец «Валенки»)

СЛАЙД 8. В апреле 2018 г. в Саратове состоялось открытие памятника Лидии Руслановой. Памятник представляет собой однофигурную композицию певицы, которая стоит в характерной позе — в момент исполнения народной песни.

Воспитатель: Ребята, кто узнал место, где установлен этот памятник? (Ответы детей)

СЛАЙД 9. В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев.

СЛАЙД 10. В саратовском колледже им. Гагарина в 2013 году был открыт первый негосударственный музей саратовской гармошки. Экспозиция раскрывает историю создания инструмента. Среди экспонатов книги об истории инструмента, виниловые пластинки с записями мелодий и, конечно же, саратовские гармошки с колокольчиками.

СЛАЙД 11. Ребята, посмотрите внимательно…видели ли вы этот памятник? Где он находится?

12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова (проспект Столыпина) был установлен памятник Саратовской гармонике. Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день — в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.

Воспитатель: Мы с вами просмотрели некоторые памятники, а сейчас я предлагаю поиграть в дидактическую игру- пазлы «Памятные места Саратова».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать мастерами, которые разукрашивают гармошки.

(дети раскрашивают). Во время работы следить за осанкой.

Пальчиковая гимнастика: «ГАРМОШКА». (И. Лопухина)

Посмотри: моя ладошка, (положить руки на стол, ладонями вниз)

Как весёлая гармошка!

Пальчики я раздвигаю, (развести пальцы «веером», а затем

А потом опять сдвигаю. сдвинуть обратно)

Раз, два, три, раз, два, три, (кисти сжаты в кулачки, сводить вместе и

Я играю, посмотри! разводить в стороны)

Я ладошки раздвигаю, (соединять одноимённые пальчики)

Я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Физминутка для осанки:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Воспитатель: Ребята, давайте ваши работы развесим на доску, чтоб наши гости и вы смогли ими полюбоваться.

Итог занятия:

- о каких музыкальных инструментах мы сегодня говорили?

- что нового вы узнали о них?

- про какие памятники вы сегодня узнали?

- как называют людей, которые играют на гармони?

- о чем вы расскажете дома своим родным?

Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите.

Воспитатель:

«Гармонь — не просто ящик музыкальный,

Она — хранительница русской старины,

Народной мудрости источник уникальный,

Культурное наследие страны!

Своя, саратовская, русская, народная,

Гармонь тревожит сердце благородное,

И музыкой волнующей, особенной,

Вновь наши души связывает с Родиной!»

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! Спасибо всем за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год