Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Фольклор
Автор: Злобина Елена Павловна   
10.07.2024 23:04

Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формамиРазвитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами

Злобина Елена Павловна МБОУ «Луховицкий лицей» (дошкольное отделение) г. Луховицы

Annotation: The article shows the value of using small forms of folklore in the development of speech of preschool children. The author draws attention to the conditions of verbal creativity in children in the educational process of preschool.

Key words: speech development, verbal creativity, preschool age, small folklore forms.

Аннотация: в статье показана ценность использования малых фольклорных форм в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Автор обращает внимание на условия развития словесного творчества у детей в образовательном процессе ДОУ.

 

Ключевые слова: развитие речи, словесное творчество, дошкольный возраст, малые фольклорные формы.

Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии и педагогике. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти — шести лет. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные.

Об одной из общих задач развития речи детей Е.И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.... Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова» [2, 5-6].

Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой – эффективным средством развития творческой личности. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались А.Г. Арушановой [1], О.С. Ушаковой [7] и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

Проблему словесного творчества детей рассматривали многие исследователи: А.В. Шибицкая, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш и др.

А.В. Шибицкая большую роль в развитии словесного творчества детей отводит целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. По её мнению, руководство должно выражаться в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом [9].

Детское словесное творчество как сложное поликомпонентное образование выполняет множество важных для всестороннего развития функций. Прежде всего го, как отмечает Н.В. Гавриш, словесное творчество является средством культуроосвоения. Развитие ребёнка происходит в особом пространстве, заданном контекстом исторически установившейся культуры, где он родился и живёт. В этом процессе культуроосвоения, в котором важное место занимает овладение культурой речи, и проявляется настоящее детское творчество [3].

Под словесным творчеством дошкольника О.С. Ушакова понимает продуктивную деятельность детей, выражающуюся в создании устных рассказов, стихов и т.д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение [7].

В основе словесного творчества, отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы [7].

По мнению О.С. Ушаковой, словесное творчество старших дошкольников можно развивать разными путями, наиболее эффективны из которых следующие:

  • воздействие художественной литературы, т.е. такое донесение до ребёнка литературного произведения, которое поможет ему осознать не только содержание, но и выразительный язык сказки, рассказа, стихотворения;
  • побуждение к творческой деятельности, постоянные упражнения в творчестве.

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, утверждает О.С. Ушакова, осуществляется на основе поэтического слуха. «Это понятие охватывает способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» [7, 17].

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи и обучению дошкольников родному языку, расширение словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, развитие связной речи диалогической и монологической;
  • своевременное развитие активного художественного слова;
  • воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Основой развития словесного творчества является устное народное творчество (фольклор). Проблема воспитания детей средствами фольклора была предметом исследования в разные годы существования дошкольной педагогики. Так, в 1950-х годах изучением роли народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста занимались Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.С. Карпинская. Дальнейшее развитие данная проблема получила в работах современных исследователей О.С. Ушаковой, Р.Н. Боша, Н.В. Гавриш, Г.А. Куршевой, А.Н. Ильковой и др. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова и др.

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности» [6, 54]. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Исследования современных учёных показали целесообразность включения национального искусства в виде малых фольклорных форм в процесс дошкольного воспитания, обосновали обучающие и воспитательные возможности национально-культурного освоения детьми языковой среды, помогли установить связь методики развития речи с традиционной лингвистикой и лингвометодикой.

Задачу развития детского словесного творчества можно решать, опираясь на основные положения взаимосвязи творчества и обучения детей в детском саду. Учитывая эти положения, следует рассматривать фольклор как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество. Приобщение ребёнка к духовным ценностям определённой этнокультурной среды происходит более успешно при включении в его речь малых фольклорных жанров, которые обеспечивают трансляцию культуры в разных формах.

Воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одним из важнейших выступает родной язык, в обучении которому большое значение имеет ознакомление детей с произведениями устного народного творчества. Между тем, произведения малых жанров фольклора, как часть народного творчества в целом, обладают большими воспитательными возможностями, и могут выступать средством развития словесного творчества дошкольников, развития личностной активности ребенка, проявляющейся в его стремлении к самореализации, творчеству в коммуникативной деятельности.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил выделить противоречие между педагогическими возможностями произведений малых фольклорных жанров и их недостаточным использованием в процессе развития словесеого творчества в дошкольном учреждении, между необходимостью знакомить дошкольников с малыми жанрами устного народного творчества, как первой ступенью познания народного творчества, и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Список использованных источников

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3–7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 272 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. –255с.
  3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание. – 1991. – №9. – С.16-22.
  4. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. – 1983. – №5. – С.34-35.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
  6. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972. –78с.
  7. Ушакова О.С., Струнина Е. Развитие словесного творчества у детей// Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.22.
  8. Фоменко Л.К. Формирование способности к словесному творчеству у старших дошкольников//Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 5. – С. 106-113.
  9. Шибицкая А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя: сб. ст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1974.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год