Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Роль народной песни и фольклора в формировании у дошкольников чувства патриотизма»
Фольклор
Автор: Земскова Ирина Геннадьевна   
31.05.2024 22:00

Проект «Роль народной песни и фольклора в формировании у дошкольников чувства патриотизма»Проект «Роль народной песни и фольклора в формировании у дошкольников чувства патриотизма»

Выполнила: Земскова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти

Введение.

В наше время очень остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей современной образовательной политики является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к защите своей Родины.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

скачать конспект

Все эти качества формируются с детства. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.

Дошкольный возраст — это важнейший этап формирования личности ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства.

Приобщение ребенка к культуре своего народа имеет большую важность в воспитании маленького гражданина, так как воспитывает уважение и гордость за родную землю, на которой он живёт. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Большими возможностями для развития патриотических качеств ребенка обладает, конечно же, народная песня и фольклор, которая даёт возможность развитию положительных эмоций, чувств, расширяют жизненный опыт ребенка и стимулируют к активной деятельности.

Поэтому целью данного проекта является: определить влияние народной песни и фольклора на развитие патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели определились следующие задачи:

  1. Раскрыть роль русской народной песни и музыкального фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских народных песен и музыкального фольклора, чувство причастности к наследию русского народа.
  3. Обогащать духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями.
  4. Вызвать интерес к истории, обычаям, традициям своего народа.
  5. Воспитывать в душе каждого ребенка чувство красоты, любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу.

Методы и формы реализации проекта.

Методы:

Словесный: беседы; разъяснения; вопросы; чтение стихов во время организации занятий.

Наглядный: показ движений хороводов, народных игр; показ правильного звукоизвлечения в игре на музыкальных инструментах; показ правильного звукообразования, звуковедения и эмоционально-выразительного исполнения народных песен; исполнение музыкальных произведений на фортепиано или использование ТСО.

Практический: слушание музыкальных произведений; исполнение песен, закличек, прибауток и др.; выполнение хороводов, народных танцев; участие в народных играх; игра на музыкальных инструментах; исполнение ролей в играх – драматизациях, спектаклях.

Формы:

  1. Организованная образовательная деятельность.
  2. Организация самостоятельной музыкальной деятельности.
  3. Развлечения.
  4. Досуги.
  5. Театрализованная деятельность.
  6. Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.

Ожидаемые результаты:

  1. Повысился интерес к истории, обычаям, традициям своего народа.
  2. Сформировалось чувство красоты, любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, чувство национальной гордости.
  3. Расширился кругозор детей через использование народного фольклора и народной песни.
  4. Обогатился словарный запас детей.

Этапы работы над проектом.

1 этап – предварительный:

  • диагностирование детей;
  • составление перспективного плана по реализации проекта;
  • подбор репертуара;
  • определение основных этапов и направлений работы по реализации данного проекта с детьми и родителями воспитанников;
  • оснащение педагогического процесса;
  • консультирование родителей;
  • консультирование педагогов.

2 этап – основной:

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

сентябрь

Познакомить детей с потешками, приговорками,

закличками (о животных, о природе, материнской любви, ласке; о частях тела).

Семинар –

практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором».

(рекомендации по заучиванию стишков, потешек, закличек, прибауток с детьми)

Пополнение фонотеки произведений народной музыки. Подбор методической и художественной литературы по теме.

октябрь

Познакомить детей с жанром «Считалки, дразнилки, частушки».

Тематическое мероприятие

«Осень, осень, в гости просим!» (заклички об осени, игровые песни)

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в детском саду»

Оформление фольклорного уголка. Изготовление атрибутов для осеннего развлечения.

ноябрь

Познакомить детей с жанрами народных песен (календарные, свадебные, лирические)

Музыкальная гостиная:

«Русская песня – душа народа» (исполнительская деятельность)

 Консультация «Пойте сами, пойте с нами»

Рекомендации по слушанию и исполнению народных песен с   детьми.

Привлечь к участию в музыкальной гостиной.

Подбор видеоматериала по теме.

декабрь

Познакомить детей с зимними народными играми. Расширять представления о зимних явлениях и приметах.

Игровая фольклорная программа «Здравствуй, Зимушка-зима!»

(зимние народные игры, заклички, песни)

Мастер – класс по изготовлению детских шумовых музыкальных инструментов из бросового материала для развлечений.

Подбор наглядных средств по теме, изготовление лэпбука «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

январь

Познакомить детей с русскими народными 

обычаями, с зимними традициями.

Уточнить представление детей о народном празднике «Рождество», об особенностях празднования. Познакомить с понятием «колядки».

Развлечение: «Святки».

(исполнение колядок, шумовой оркестр, народные игры)

Музыкальный уголок

«Традиции, обычаи, обряды». Православные праздники. Привлечь к изготовлению костюмов ряженых.

Изготовление лэпбука «Русский народный костюм». Пополнение костюмерной народными русскими костюмами.

февраль

Познакомить детей с хороводом (орнаментальным, игровым).

Тематическое занятие

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры».

(Хороводные песни и игры: «Во кузнице», «Пошла млада за водой», «Во поле береза стояла», «Золотые ворота», «Заря-заряница» и др.)

Буклет

«Фольклор – кладезь народной мудрости».

Пополнение картотеки народных хороводных игр.

март

Уточнить представления о народном празднике Масленица. Закреплять с детьми народные песни, пляски, хороводы.

Развлечение «Широкая Масленица»

(игровые народные песни, народные игры, шумовой оркестр, народные танцы)

Папка – передвижка «Народный праздник - Масленица».

Привлечь к участию в развлечении.

Изготовление атрибутов для развлечения.

апрель

Уточнить с детьми представления о народном празднике «Пасха». Отметить традиции празднования.

Игровой досуг «Пасхальные игры» (народные песни, игры, инсценировка сказки» «Теремок»)

Консультация «Роль народной игры в воспитании дошкольников».

Изготовление костюмов и атрибутов к сказке «Теремок».

май

Закреплять с детьми знания о народных песня, играх, хороводах, традициях и т.д. Расширять представления детей о традициях русского народа встречать весну, о русской природе, любви к берёзке – символу России.

Фольклорный досуг

«Весенняя ярмарка»

(заклички, хороводы, пляски, народные игры, шумовой оркестр, инсценировка).

Анкетирование родителей.

Мониторинг творческих способностей детей.

Приобретение или изготовление атрибутов и предметов для игр к игровому досугу.

Оценка результатов и отчетность:

  • обогащается предметно-пространственная среда;
  • дети активно, с интересом, участвуют в играх, хороводах, поют песни; становятся более раскрепощенными;
  • родители и педагоги видят положительное влияние народного фольклора на детей;
  • у детей вырабатывается устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре;
  • дети и родители испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну;
  • приходит понимание, что без русской народнойкультуры невозможно представить мировую цивилизацию.

3 этап – заключительный.

Итоговые мероприятия:

  • «Осень, осень, в гости просим!»
  • «Русская песня – душа народа»
  • «Святки»
  • «В хороводе были мы – лучше русской нет игры».
  • «Широкая Масленица»
  • «Пасхальные игры»
  • «Весенняя ярмарка»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год