|
Проект «Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре средствами мини-музея «Русская изба»
ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение "Детский сад "Сказка" муниципального района Волжский Самарской области
Составил воспитатель: Милютина Т.Н.
Информационная карта проекта.
Полное название проекта: Приобщение детей среднего возраста к русской народной культуре средствами мини-музея "Русская изба"
Кадры: музыкальный руководитель, воспитатели.
Вид, тип проекта: информационный, групповой..
Скачать конспект
Цель: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.
Краткое содержание проекта:
Место проведения: групповая комната, мини-музей.
Сроки проведения: с 25 января 2021. по 26 февраля 2021 г.
Количество участников проекта: 24 ребёнка, 2 воспитателя, 20 родителей
Возраст детей: 3-4 года.
Форма проведения:: информационно-практический, Информационно- ориентированный.
Ожидаемые результаты:
- Воспитанники имеют представления: о русском народном творчестве; о народной культуре прошлого, об истории и традициях русского народа;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- умеют беречь и поддерживать красоту.
Педагоги, родители:
- Расширились знания воспитателей и родителей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале,
- подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей.
- У родителей и педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
- Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами.
- Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Цель. Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа.
Задачи:
- Создавать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- Повышать уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом.
- Прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
- Заинтересовать и привлекать родителей к участию в пополнении «мини-музея».
Тип проекта: информационный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители средней группы.
Сроки выполнения проекта:
Начало: 25 января 2021г.
Окончание: 26 февраля 2021 г.
Продолжительность: средней продолжительности.
Проблема:
- Мало знаний у педагогов по данной теме.
- Снижение интереса у детей к беседам о различных элементах русской народной культуры.
Проектный продукт
- Экскурсия «Русская изба»
- Лэпбук «Быт и традиции русского народа», «Календарные народные праздники»,
Актуальность.
Детей необходимо приобщать к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями. Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
План реализации проекта.
Реализация проекта включает в себя три этапа:
подготовительный этап (с 25. 01. 2021 – по 26. 02. 2021)
- Постановка проблемы.
- Изучение литературы по данной теме.
- Написание календарно — тематического плана.
- Знакомство родителей с темой проекта.
- Обогащение развивающей среды:
Пополнение мини-музея русской избы предметами обихода (совместно с родителями): стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
самовар, чугунок, расписная деревянная посуда (посуда);
коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);
домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник.
Оформление книжного уголка: книгами «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки)
Научно-методическое:
Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
Основной этап (с 4.03. 2019 – по 22. 03. 2019)
Для реализации проекта используются следующие методы и формы работы:
|
Методы и приемы работы
|
Формы работы с детьми
|
|
*Беседы: «О музее», "Правила поведения в общественных местах – музее», «Метод положительного примера»
*Заучивание потешек: «Как у нашего кота», «Петушок» прибауток, закличек.
*Использование пословиц,
загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта, поговорок.
*Просмотр иллюстраций деревенской посуды, мебели, утвари и т.д.
*Рассматривание фотоальбомов «Русский национальный костюм»; «Народные куклы»,
*Чтение художественной литературы: «Вершки и корешки», «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка», «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)
К. Паустовский «Тёплый хлеб»
Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»
П. Бажов «Серебряное копытце»
П. Ершов «Конёк – Горбунок»
«Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Семионов–семь работников», «Каша из топора», «Два брата». «Сивка - бурка», «Пахарь»
*Театрализованные представления «Путешествие по русским народным сказкам»
*НОД: «Тетушка Музеиха», "Знакомство с русским народным костюмом», «Традиции и обычаи русского народа", «В русской горнице», «Семейные обычаи на Руси». Аппликация «Укрась полотенце». Конструирование "Строим дома", Рисование «Роспись ложки»
*Использование русских народных песен и танцев. Танцы под русские народные песни»,Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
*Проведение русских народных игр:«Капустинские хороводы»
*Дидактические игры: «Собери целое», «Угадай роспись», «Составь узор»,«Четвертыйлишний», «Ремесла наРуси», «Что изменилось», «Русская изба», «Подбери головной убор к сарафану», "Что - сейчас, а что - раньше", "Лоскутное одеяло
*Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом»
*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
*Представление кукольного театра: магнитный, би-ба-бо, настольный, «Волк и семеро козлят»
*Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей», «Ярмарка», «Приготовим угощенье всем на удивление», «Семья»
*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок: «Теремок»
*Рассказ о народных обычаях и традициях.
Работа с родителями:
1) Консультации для родителей: «Народное творчество как средство и условие осуществления воспитания»
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
«Читайте детям сказки»
«Игрушки из природного материала и игры с ними»
2) Родительское собрание: «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
3) Памятки: «Приобщение детей к народным традициям»
|
Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Посещение тематических выставок
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Встреча с интересными людьми.
- Пополнение мини-музея.
|
Заключительный этап (с 1.04.2019 – по 15.04.2019)
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»;
- Развлечение совместно с родителями «Деревенские посиделки у самовара».
- Изготовление лэпбука «Быт и традиции русского народа».
Список литературы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2008. 2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники вв детском саду –М.: ТЦ «Сфера»,2006.
7. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Санкт-Петербург ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
8. Под редакцией Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Издательство «ТЦ Сфера» 2003
9.Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2010.
|