Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фольклор
Автор: Мударисова Ирина Вячеславовна   
17.11.2023 22:42

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРУССКИЙ ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.В. Мударисова

Уважаемые коллеги, в данной статье я хочу поделиться с вами опытом использования русского фольклора в целом и народных игр в частности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Первое, о чём я хочу рассказать, это адаптация детей к детскому саду, посредством фольклорных музыкальных занятий.

Период адаптации ребенка в ДОУ всегда непростой. Очень часто ребёнку страшно без мамы в незнакомой атмосфере. Практически каждый малыш первые дни пребывания в саду испытывает стресс и проявляет его по-своему: один не спускается с рук воспитателя, другой не отходит от окна, третий плачет в голос, четвёртый сидит в стороне от всех и никого к себе не подпускает. И конечно же, каждому ребёнку, даже тому, кто не выказывает явные признаки стресса, нужна помощь в адаптации.

Один из вариантов такой помощи — мягкая адаптация посредством фольклорных музыкальных занятий. Всем известно, что фольклор с раннего детства привлекает ребенка своими песенками, напевами, образами. Фольклор родного народа является естественной средой развития ребёнка. Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны, чисты и непосредственны.

 

Даже в самые трудные первые дни пребывания ребёнка в детском саду, фольклорные занятия помогают малышу отвлечься, успокоиться, мягче влиться в новый, незнакомый коллектив. А с течением времени занятия становятся любимыми не только у детей, но и воспитатели и родители отзываются о них с теплом.

Работая в ДОУ с детьми раннего возраста, я разработала парциальную программу «Карусель». За основу взята Программа Нины Александровны Минулиной «Потешки», образовательная программа по развитию детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры для детей 1.5-3. 5 лет на два года обучения. Программа «Потешки» послужила для меня отличной базой, для построения годового плана музыкальных занятий, т.к. она написана в соответствии с крестьянским земледельческим календарём и природным циклом смены времён года. Поэтому и свой план работы я составила в соответствии с крестьянским календарём. Так осенью мы играем в осенние игры и поём осенние песни, зимой зимние и т.д. Я дополнила программу материалами авторов Г.М. Науменко, А.Ф. Некрыловой и новосибирских фольклористов: Н.А. Тарасевич, Л.В Суровяк, Т.С Рублёвой, В.И. Байтуганова. Очень обогатили программу игры, записанные мной на фольклорных фестивалях, семинарах и мастер-классах.

На первом этапе, пока дети адаптируются к детскому саду фольклорные музыкальные занятия проходят непосредственно в группах. Далее, по мере готовности детей, воспитатели начинают водить их в музыкальный зал.

У каждого занятия есть структура, повторяющаяся из раза в раз. В начале приветственная песенка «Кто у нас хороший», под которую дети танцуют в парах, хлопают и топают ножкой, далее блок пальчиковых игр под потешку, затем играем на музыкальных инструментах, и в заключении игра с героем занятия, либо хороводная игра.

Наши встречи проходят в форме совместной деятельности с детьми, вовлечение в деятельность носит непринужденный характер. Дети постепенно включаются в процесс, и становятся активными на наших встречах. С собой я приношу корзину с раздаточным материалом, как правило сшитым, или связанным своими руками, либо сделанным руками мастеров-ремесленников. Большая часть того, к чему прикасаются дети сделана из натуральных материалов, это лён, хлопок, шерсть, дерево, береста, глина и.т. д. Такие предметы создают особую, уютную атмосферу, вызывают у детей неподдельный интерес, способствуют формированию доверия ко мне со стороны ребятишек и расслабляют их.

Наши встречи настолько нравятся малышам, что иногда мне приходится служить «Скорой помощью» для сильно плачущих детей. С моим появлением в народном костюме, с балалайкой, корзиной полной сюрпризов дети успокаиваются, отвлекаются от своих переживаний.

Когда детки уже более адаптированы я планирую развлечения с посещением музыкального зала. На развлечениях присутствует герой из знакомой сказки или ещё один взрослый в красивом народном костюме. Так в сентябре мы провели развлечение «Осенины» знакомились с колосками, мололи муку, месили тесто и выпекали хлеб. В октябре в ясельных группах провели развлечение «Покровская ярмарка», а во вторых младших группах большой утренник в музыкальном зале. В ноябре все ребята приходили в музыкальный зал на развлечение «Кузьминки», где они искали курочек, варили настоящую гречневую кашу и доили корову.

В летний период, когда дети пребывают в совмещённых группах, с меняющимися воспитателями, у них снова возникают проблемы адаптации к новым условиям. Наши фольклорные занятия помогали ребятам быстрее сплотиться в новом коллективе, снять напряжение и выстроить дружеские отношения, посредством народных игр.

Но адаптация, это не единственное в чём помогают фольклорные занятия.

В последние годы имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. В нашем детском саду на данный момент три комбинированные группы и одна компенсирующая.

Хотелось бы отдельно поговорить о народной игре, как о коррекционном инструменте в работе с детьми.

Основываясь на исследованиях Науменко Григория Марковича игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий).

Все эти виды игр очень хорошо вписываются в формат коррекционных занятий и отлично служат поставленным целям. Играя в народные игры, дети расслабляются, отдыхают, получают заряд положительных эмоций. А мы, взрослые, ненавязчиво двигаемся к решению своих педагогическихзадач. В игре побуждаем говорить ребят с задержкой речевого развития, соблюдать правила игры детей с нарушением саморегуляции, слушать и слышать тех, у кого проблемы со слуховым вниманием и т.д.

У детей с ОВЗ очень сложно удержать и сконцентрировать внимание, но благодаря доступному фольклорному материалу, постоянной смене деятельности и доброжелательной атмосфере, даже самые сложные ребята постепенно вливаются в процесс, занимаются с удовольствием.

Таким образом можно смело утверждать, что русский фольклор в целом и народная игра в частности -это универсальный инструмент как для развития коммуникативных навыков у детей, так и для решения коррекционных задач в условиях ДОУ

Список рекомендуемой литературы:

  1. Байтуганов В.И. «Методика работы с детским фольклорным коллективом в пространстве традиционной культуры» Методическое пособие. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011.
  2. Байтуганов В.И. «Методика реконструкции народных календарных праздников (на основе традиционной культуры Васюганья)»: метод. Пособие. — Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2011.
  3. Байтуганов В.И., Мартынова Т.Ю. «Хрестоматия сибирской русской народной песни» — Новосибирск: Книжица, 2001.
  4. Минулина Н. А. Образовательная программы по развитию детей раннего возраста на основе русской традиционной культуры «Потешки», Новосибирск, 2011.
  5. Науменко Г.М. «Гори, гори ясно» Полное собрание русских народных детских игр с напевами, изд. Белый город, 2016.
  6. Некрылова А.Ф. «Русский традиционный календарь»: РИПОЛ классик; Спб.: ООО «Издательство Пальмира», 2017.
  7. Овсянникова Н. А. «Как во нашем дому» Учебно-методическое пособие — Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская фирма Новосибирск», 2006.
  8. Рублев А.В., Рублева Т.С. «Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура»: Программно-методический сборник. — Новосибирск: НП Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2007.
  9. Суровяк Л.В., Тарасевич Н.А. «Заинька во садочке» — Новосибирск: Книжица, 2004;
  10. Тарасевич Н.А. «Золотые ворота» Русские подвижные игры для детей и молодежи. Методическое пособие — Новосибирск: Книжица, 2002.
  11. Тарасевич Н.А. «Народная педагогика в пословицах» Новосибирск, 2013.
  12. Чикунова Н.А. «Пряничная доска»: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год