Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)
Фольклор
Автор: Иванова Алёна Юрьевна   
11.11.2023 23:04

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)

Иванова Алёна Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 «Антошка» города Чебоксары Чувашской Республики.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания средствами физической культуры (через народные подвижные игры), обозначена роль народных подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста, понятие народной игры, виды таких игр, значение физической культуры в патриотическом воспитании детей.

Ключевые слова: подвижные игры, патриотическое воспитание, народные игры, физическая культура, физическое развитие

Сегодня вопрос формирования у детей дошкольного возраста в патриотического воспитания обладает особой важностью и актуальностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) наряду с нравственным воспитанием параллельно включает воспитание у детей дошкольного возраста патриотического чувства как одного из важных направлений их развития.

 

В. А. Сухомлинский писал, что детство — это ежедневное изучение мира, по этой причине оно должно стать для детей периодом познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Дошкольное детство называют временем первоначальной социализации детей, период знакомства детей с культурными ценностями и традициями людей [3].

Нравственное воспитание у детей дошкольного возраста как патриотизм реализуется с помощью осуществления специально организуемых занятий по физической культуре, при помощи народных подвижных игр, спортивных соревнований, спортивных мероприятий и развлечений. Отсюда становится ясна тесный контакт физического воспитания с нравственным, развития ребенка в духе патриотизма [1].

Народные подвижные игры считаются обязательным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Множество из таких игры перешли к нам из прошлого поколения.

История образования таких игр напрямую объединена с историей развития определенного народа, с его трудом, с их жизнью, порядком жизни, традициями и обычаями. По этой причине патриотическое воспитание осуществляется через знакомство детей с национальными ценностями и различными традициями народов с помощью народных подвижных игр, которые содействуют расширению знаний детей дошкольного возраста об истории собственного народа, его земли, культуры, их традиционных укладах и обычаях, формируют близкое родное отношение к собственному народу и стране.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по ФГОС ДО включает в себя воспитание и развитие физически здоровой личности. Важно с самого раннего возраста формировать у детей чувство патриотизма, гуманное отношение ко всему живому на планете, нравственность. Физическая культура имеет важное значение в реализации данной задачи по той причине, что вырабатывание физических достоинств, двигательных навыков и умений близко объединено с формированием нравственно волевых свойств личности человека. По существу, физически воспитанному, крепкому, сильному, здоровому человеку важно иметь такие свойства как: доброта, терпимость, умение прийти на помощь к нуждающимся, сосредоточивать наработанные свойства только на добрые дела, во благо человечества. Важно с самого раннего возраста формировать у детей патриотические чувства, нравственность [2].

Для детей младшего дошкольного возраста используют самые простые варианты игр. Сюда можно отнести игры с использованием песен и стихов, хороводов как: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с народными подвижными играми, вырабатывают желание узнать историю собственного края и страны, народной культуры, фольклора (пословицы, поговорки, приметы, народное устное творчество). Кроме этого их знакомят с календарными народными играми. Они включают в себя сведения, воссоздающие представление о обыденном быте предков — их укладе жизни, труде, взглядах на жизнь.

На новогодние праздники (Колядки) обычно проводят такие игры как: «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка-рожок», «Слепой козел», «Звонарь»; на Масленицу: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»; на Пасху – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала». С детьми старшего возраста во время проведения таких игр реализуется предварительное знакомство с историей, культурой, обычаями и традициями народа [1].

В народных играх воссоздается: уклад народа, их труд, быт, национальные традиции, представления о нравственных качествах: чести, смелости, мужестве, стойкости, находчивости. Физическая активность совмещается с духовным развитием детей. Отличительные свойства народных игр состоят в том, что они, включая в себя нравственные характеристики, обучают детей получать гармонию от окружающего мира. У детей дошкольного возраста вырабатывается неизменное, небезразличное, уважительное отношение к культуре родного края, к народу, к стране. По своей сущности народные игры просты, эмоционально яркие и очень интересны детям любого возраста. Основным моментом считаются праздники, которые посвящены Дню Защитника Отечества и Дню Победы, проявляющие существенный уровень влияния на формирование патриотизма у детей.

Благодаря общей взаимосвязи инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, развивается модель воспитанника – здоровая, физически активная личность с активным гражданским взглядом, располагающая социально-ценностными, нравственными свойствами личности и потребностями в здоровом образе жизни.

Физическая культура активно вносит важный вклад в реализацию задач по патриотическому воспитанию, так как развитие физических свойств, двигательных навыков и умений тесно объединено с формированием нравственных волевых свойств личности. Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в взращивании в детской душе любви к родине, природе, собственному краю, дому, семье, а также к истории и культуре своей страны, образованной стараниями родных людей.

Перед тем как начать проводить игру, для ребенка важно ее изучить, исследовать смысл и правила игры, поэтому воспитателю можно создать картотеки, презентации, методические разработки, сценарии таких мероприятий. Кроме этого в играх применяют разнообразные атрибуты, спортивный инвентарь, музыку, народные костюмы.

Игра – естественный и важнейший спутник источник изучения жизни для ребенка, основа положительных эмоций, которые располагают огромным воспитательным потенциалом. В играх дети активно переосмысливают набранные нравственные знания, в игре дети учатся уступать, договариваться, обсуждать с другими свои идеи, следуют правилам игры, управлять собственными эмоциями, справляться с трудностями. Игра учит верно оценивать собственные результаты и достижения других детей [3].

В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, находится много задач для деятельности ума и воображения, формируется умение справляться с неудачами.

Народные игры укрепляют отношения между разными поколениями, формируют теплые отношения к родине, а также развивают интерес к исследованию игр прочих народов.

Таким образом, народные подвижные игры вместе с прочими воспитательными приемами и средствами считаются базой начальной стадии развития гармонически развитой, активной личности, которая включает в себя такие характеристики как: духовное развитие, моральных дух и отличное физическое состояние. Через игру у детей устойчивое образовывается положительное отношение к культуре родины, на эмоционально-положительной базе для формирования патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. — 2019. — № 4 (63).
  2. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.
  3. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — Москва: Просвещение, 1973. — 208 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год