Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование патриотических чувств у детей с ОВЗ через художественно-эстетическое развитие»
Фольклор
Автор: Ермакова Вера Валерьевна   
25.02.2025 21:40

«Формирование патриотических чувств у детей с ОВЗ через художественно-эстетическое развитие»«Формирование патриотических чувств у детей с ОВЗ через художественно-эстетическое развитие»

Ермакова Вера Валерьевна воспитатель МАДОУ «ДС№1 Северок» город Норильск

Цель: Духовно-нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством приобщения к духовно-нравственным и базовым национальным ценностям.

В современном мире проблема духовно – нравственного воспитания особенно актуальна, ведь человек живет и развивается в постоянном окружении огромного количества факторов, негативно влияющих на его развитие в особенности для детей с ОВЗ. Подрастающие поколение окружает много негатива, а это значит, что проблемы нравственности только будут обостряться.

В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи по приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и художественно эстетической деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

 

У детей с интеллектуальной недостаточностью очень трудно формируются такие абстрактные понятия, как любовь к Родине, чувства гордости за свой край, решение задач нравственно-патриотического воспитания имеют свои особенности и трудности. У наших воспитанников нарушена эмоционально-волевая сфера, не сформирована адекватные навыки поведения и самооценка.

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо тщательно продумывать методы и приемы, давать материал небольшими объемами в доступной форме:

  • определять доброжелательность и недоброжелательность со стороны окружающих, адекватно реагирует;
  • регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства других;

Развитие у ребенка патриотических и нравственных чувств можно осуществлять разными средствами: художественной литературой, изобразительным искусством, разными видами деятельности и. т. д

Главной цельюформирование патриотизма через познание прекрасного с учетом регионального компонента посредствам изобразительного искусства.

Работа по данному направлению включает в себя решение многих задач:

  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевыеспособности, моторику рук, учитывая индивидуальные ивозрастные особенности ребенка.
  • пробуждать любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа
  • научить понимать красоту, развивать чувство прекрасного, расширять кругозор.
  • воспитывать духовно-нравственные качества, а также бережное отношение к природе.

В нашей группе комбинированной направленности действует мини музей «Деревянная ложка» в истории России»

При создании данного музея учли многофункциональность и вариативность. Задействовали сенсорные системы через центры Театра и Музыки, Театральное кафе, Ряжения, Патриотического воспитания. Дети с ОВЗ могут задействовать и развивать сенсорику ощущений цвет, звук, запах, тактильное, эстетика и волевой это ориентация, внешний вид.

Области интегрирования

Среди видов изобразительного искусства рисование – одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, передавая в рисунке то, что их взволновало, что понравилось, что вызвало у них интерес.

В кружковой деятельности по правополушарному рисованию в авторской программе «Без границ» включен целый блок, посвященный возникновению регионального компонента для изучения костюмов коренных северян, природы Таймыра. Где дошкольники смогли закрепить и расширить свой кругозор.

Музыкальная деятельность:

  • слушание и исполнение народных и военных песен
  • исполнение народных танцев и хороводов
  • музыкальные игры и игры-хороводы
  • использование русских народных инструментов в оркестровках.

О чем поет свистулька? использование народных игрушек в качестве инструмента для тренировки легких, речевого дыхания и артикуляционного аппарата ребенка.

Игры по сенсорному развитию как коррекционная работа с детьми ОВЗ.

В развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья наиболее важным аспектом является, формирование сенсорных способностей, то есть способности осязать, слышать и зрительно воспринимать предмет. Сенсорное развитие помогает ребёнку усвоить новые способы овладения предметом. Зачастую детям с тяжёлыми нарушениями в развитии, это представляет собой сложностью, поскольку нарушены функции важных анализаторов.

Работа в данном направлении поможет:

научить детей дошкольного возраста с ОВЗ различать основные цвета;

познакомить детей дошкольного возраста с ОВЗ с величиной и формой предметов;

сформировать навыки самостоятельной деятельности;

развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Основные задачи этапа:

  • развивать у детей стремление действовать вместе со взрослым, вместе радоваться процессу игры с природным материалом
  • вызывать у детей эмоциональный отклик на игровые действия с природным материалом
  • знакомить детей с различным природным материалом и его свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки «колючие», желуди гладкие и т.п.)

ИГРЫ С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, БУМАГОЙ И ТКАНЬЮ

Основные задачи этапа:

  • формировать положительное эмоциональное отношение, пробуждать интерес к играм и разнообразным действиям с бросовым материалом, тканью и бумагой
  • формировать у детей представления об игровых действиях с бумагой, тканью и разнообразным бросовым материалом, который можно использовать в игровых целях (скорлупки грецких орехов, яиц, баночки из под различных продуктов питания и т.п.)
  • знакомить детей с разнообразием тканей

ИГРЫ С БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Основные задачи этапа:

  • знакомить детей с назначением и способами использования бытовых предметов-орудий, представленными в оборудовании
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе игр с предметами-орудиями (нести кастрюлю вдвоем, передавать полную кастрюлю товарищу и т.п.)
  • развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения)

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ В СОЦИУМЕ

Основные задачи этапа

  • обогащать опыт детей простейшими игровыми действиями (и их речевым сопровождением), которые помогают понять элементарные правила безопасного поведения (на улице, на дороге, в доме, в природе) в процессе сюжетных подвижных и предметных игр;
  • развивать внимание детей к различным звукам, умение различать их источник и определять его местонахождение (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора), формировать у детей реакции на звуки для безопасности поведения;
  • развивать у детей потребность в общении со взрослыми и сверстниками, формировать элементарные способы взаимодействия с ними с использованием вербальных и невербальных средств в игровых ситуациях по правилам безопасности;
  • обогащать опыт поведения детей на улице, знакомить детей с элементарными правилами поведения;
  • формировать у детей первичные представления об осторожном и осмотрительном отношении к потенциально опасным для человека ситуациям.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год