Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»
Фольклор
Автор: Никляева Ирина Николаевна   
20.02.2023 14:30

ПРОЕКТ «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»ПРОЕКТ «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»

Возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятия художественной литературы и фольклора, конструктивная, трудовая, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Тип проекта: познавательно – исследовательский – творческий.

Форма проведения: познавательные беседы; решение проблемных ситуаций; проведение экспериментов; составление рассказов, отгадывание загадок; дидактические игры; заучивание пословиц, поговорок, стихов; чтение художественной литературы и обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций; хороводные игры; изготовление продуктов детского творчества; подвижные игры, игровые упражнения,

 

Продолжительность: краткосрочный – 2 недели (с 4.04 по18. 04 2022 г.)

Планируемый результат: Участвуя в проекте «Верба, вербочка!» дети узнают, что в России есть православные, народные праздники; познакомятся с Вербным воскресеньем, с приметами и обычаями Вербного Воскресенья.

Дети узнают о традициях русского народа, о существующих видах вербы и ее свойствах в народной медицине, а так же о том, что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть, а черенки вербы приживаются в земле.

Результатом проекта будет оформлена мини — картинная галерея «Верба в живописи», пополнится методическая копилка картотеками стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед и презентаций по данной теме, выставка продуктивной деятельности «Украшаем веточку вербы»

Родители примут активное участие в создании выставки «Пасхальный перезвон»

Презентация проекта: презентация работы над проектом.

Проблема: Перед праздником Вербное воскресенье в группе были поставлены в воду веточки вербы. У детей стали возникать вопросы: Что будет дальше с веточками вербы? А что, если мы их посадим в горшок с землёй? Будут ли они дальше расти? Таким образом, верба стала объектом экологического исследования. Но кроме развития вербы возникли и другие вопросы: Верба, что это за дерево? Почему именно верба стала символом светлого праздника — Вербного воскресения? Складывают ли поэты стихи о Вербе? И многие другие вопросы.

Актуальность проекта:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим

нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Особенность этого проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Цель: Дать детям знания о христианском, православном празднике Вербное воскресенье,

Задачи:

  1. Познакомить детей с христианским, православным праздником Вербное воскресенье и с его историей возникновения, его обычаями празднования;
  2. Дать детям знания об обычаях и обрядах, связанных с православными праздниками;
  3. Расширить и углубить знания детей о разных видах вербы, о ее лечебных свойствах в народной медицине;
  4. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю;
  5. Развивать интерес к культуре наших предков; интерес к обычаям и обрядам связанных с православными праздниками;
  6. Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Этапы работы над проектом:

1 этап – погружение в проект.

  • Подбор детской литературы, методических пособий с целью уточнения представлений детей о христианских праздниках;
  • Сбор информации по теме;
  • Подбор консультаций для родителей по данной теме;
  • Оформление альбома;
  • Создание развивающей среды: подобрать материал для мини – картинной галерее;
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности; составить план мероприятий работы над проектом;
  • Разработка познавательных бесед, ООД по художественно – эстетическому развитию и другое;
  • Составление игротеки русских народных, хороводных игр;
  • Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

2 этап – организация деятельности.

Двигательная деятельность

  • Народные, хороводные игры «Птички и весна», «Верба», «Золотые ворота», «Удар по вербочке»,

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Рассматривание открыток, иллюстраций к православным праздникам;
  • Просмотр презентаций «Вербное воскресенье»,
  • Познавательные беседы «Как встречают вербное воскресенье?»,
  • Беседа о вербе, о «Вербном воскресенье»,
  • Наблюдение за веточками вербы в группе,
  • Проведение эксперимента с веточками, черенками вербы.

Игровая деятельность

  • «Собери картинку»;
  • «Что лишнее»;

Коммуникативная деятельность

  • Рассказ о христианских православных праздниках «Вербное воскресенье»,
  • Игра «Назови ласково»;
  • Составление рассказов из опыта «Как ходили за вербой»,

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Стихи о вербе – символе весны: «Апрель», «Уж верба вся пушистая...», «Золотые барашки», «Распустила кудри ива», «Верба», «Веточки вербы в хрустальной вазе», «Верба – наша пальма», «Нет в России пальм зеленых...» «Вербное воскресенье»;
  • Чтение стихов о вербе.
  • Закличка «Солнышко».
  • Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Вербное воскресенье,
  • Чтение сказки про вербу.

Изобразительная деятельность

  • Рисование «Верба»,
  • Аппликация «Пушистая верба»,
  • Лепка «Веточка вербы»,
  • Рассматривание репродукций с изображением вербы в живописи
  • Аппликация «Веточка вербы в вазе» (коллективная работа)
  • Коллективная работа «Ваза с вербой»

Конструктивная деятельность

  • Строительство из строительного материал «Храм»

Музыкальная деятельность

  • Хоровод «Веснянка»;
  • Хороводная песня «Вербушка»;

Песня в исполнении Елены Фроловой «Вербное Воскресенье»

Трудовая деятельность

  • Ручной труд – изготовление поздравительной открытки

Взаимодействие с семьёй

  • Выставка. Украшаем веточку вербы – своими руками.

3-й этап — заключительный

  • Презентация проекта в виде мультимедийной презентации;
  • Творческая выставка

Результат проектной деятельности

  1. Оформлена мини- картинная галерея «Верба в живописи»;
  2. Создание электронного банка методической копилки: картотека стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед;
  3. Мультимедийная презентация;
  4. Выставка «Украшаем ветку вербы»

Дети узнают:

  1. Что в России есть православные, народные праздники;
  2. Православные праздники Вербное воскресенье,
  3. Приметы и обычаи Вербного Воскресенья и его празднованием;
  4. О видах вербы и ее свойствах в народной медицине;
  5. Что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть,

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004г.;
  2. Деркач Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников». Дошкольная педагогика № 2. 2009. стр. 21
  3. Журнал «Дошкольное воспитание»: №12/95 с.109, №2/98 с.126.
  4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ – М: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.
  5. Кротова Т.В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников»
  6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008
  7. Митько К. «Светлое Христово воскресение» — праздник праздников и торжество торжеств: Беседа для детей 5 – 7 лет и их родителей № 6 2001 с.30 «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».
  8. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: — Владимир, 1995.
  9. Норык Т. «Пасхальные игры и забавы» мир школы 2002. № 4. с 77 – 79
  10. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
  11. Смирнова О. «Светлое Христово Воскресенье: Комплек
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год