Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Русская глиняная игрушка как средство коммуникации и общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Фольклор
Автор: Бахтигареева Наталия Юрьевна Рязанова Марина Вячеславовна   
18.11.2022 06:37

Русская глиняная игрушка как средство коммуникации и общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяРусская глиняная игрушка как средство коммуникации и общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Бахтигареева Н.Ю., Рязанова М.В. МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город», г. Тамбов,

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, декоративно-прикладное искусство, игрушка, социализация, коммуникация

Жизненно важную роль для полноценного и гармоничного психофизического развития человека играет умение общаться. Когда у ребенка недостаточно сформирована речевая коммуникация, отсутствует связная речь, он не может свободно обратиться или соответствующим образом ответить другому человеку, не может развивать уже установившиеся контакты, это вызывает у него чувство неполноценности, страх речи и постоянные переживания, тревожность и обидчивость. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности ребенка и способствует формированию у него своеобразных психологических и патопсихологических черт. К тому же, нарушения речевого развития влекут за собой отклонения не только в речевой, но и в двигательной, психической сферах, что в свою очередь, приводит к неустойчивому вниманию, снижению объема зрительной и слуховой памяти, отсутствию усидчивости, плохой ориентировке в пространстве и времени. Поэтому очень важно понять, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. Необходимо использовать другие методы коммуникации, когда ребенок может поделиться своими симпатиями, впечатлениями, переживаниями еще до появления речи, а использование языка последует за ними.

 

Для эффективного решения задач по преодолению переживаний в жизни детей с нарушениями в развитии, огромное значение имеют занятия прикладной, творческой направленности. Это своего рода альтернативные и дополнительные средства коммуникации, которые позволяют быстрее социально адаптироваться, снизить тревожность и проявления агрессивного и социально неприемлемого поведения, способствуют развитию произвольности и игры, а также гармоничному развитию личности в целом.

Фундаментом помощи детям с ОВЗ в коммуникации и общении, на наш взгляд, является русская глиняная игрушка. Она близка по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа) и поэтому понятна ему. Любые сюжеты — будь то петушок или лошадка, отражаются условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, излишней детализации, но сохраняется целостность, законченность образа. Кроме того, в глиняной игрушке сочетаются искусство пластики и живописи. Она имеет свои характерные черты и неповторимые особенности.

Уже с первых минут вовлечения в процесс продуктивной творческой деятельности у детей уходит чувство страха. Рассматривание образцов глиняных игрушек формирует у них способность тактильно-зрительного обследования предмета, при котором выполняются ощупывающие движения объекта, обследования объемной формы, анализ образа. Работа над созданием собственной игрушки — вызывает неподдельный интерес наших воспитанников и эмоциональный подъем. Лепка требует большой внимательности и стараний от ребенка, а значит ему нужно больше думать и запоминать, тренировать свою память и координацию движений. Роспись игрушки — дает возможность всякий раз импровизировать, создавать свои собственные неповторимые узоры, сочетающие в себе простые, доступные элементы (круги, полоски, кольца, точки, штрихи). При этом у детей закрепляются определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма.

Создание народной игрушки позволяет зафиксировать модель все более усложняющегося представления об окружающем мире, формирует целостное мировоззрение. Дети проходят путь от простого интереса, к приобретению определенных навыков и умений как в прикладном творчестве, так и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания с другими.

Сейчас достаточно много разнообразных пластических материалов: скульптурный пластилин, соленое тесто, глина, масса для лепки, каждый ребенок имеет возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал и поэкспериментировать. Как только ребенок сжал в руке кусочек глины, начинается его преображение в «Я-художник»!

Например, простейшие свистульки лепятся совсем так, как хозяйки делают пельмени. Катают глиняный шарик, раскатывают лепешку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. Остается вылепить головку. Вытяни морду — получится конь. Приделай рога — олень, коза или баран. [5]

Процесс работы сопровождается общением взрослого и ребенка, пояснениями вперемешку со сказкой, с игрой. Так игрушка выполняет свою главную коммуникативную функцию — социализацию ребенка.

Взаимодействие с окружающими наиболее полно осуществляется именно в игровой деятельности, и прежде всего в играх с народными игрушками. Беря на себя определенную роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии он может проецировать и на социальное поведение, взаимодействие со своим окружением. [3]

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства полезно предоставлять ребенку несколько лишних минут на выполнение поставленных задач. Иногда ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.

Как писал Н.Д. Бартрам — известный исследователь игрушки, ученый, педагог: «Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Очень важно скорее следовать за ребенком, а не руководить им. Это позволит ему проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор.

Обучающиеся с ОВЗ — это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. [1]

Вовлекая детей в занятия декоративно-прикладным творчеством необходимо:

  • установить эмоциональный контакт, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком
  • выстраивать свою деятельность с учетом концентрического принципа — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности задач, интенсивности и разнообразию. К одному и тому же явлению можно обращаться спустя большие промежутки времени. Этот принцип, конечно, замедляет темп обучения, требует больших временных затрат, но дает лучший результат в плане усвоения.
  • учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого из детей
  • подбирать материал и оборудование, с учетом основных задач развития детей каждого возраста. Использовать и варьировать в зависимости от речевого развития детей
  • учитывать подходы к развитию и активизации детей в продуктивных видах деятельности.

И, конечно, нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. С этой целью целесообразно использовать некоторые релаксационные игры, пальчиковые упражнения, метод физической помощи «рука в руке», когда взрослый помогает ребенку, стоя позади него, направляя и координируя его движения. Это дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему [2].

Лепка и роспись напрямую связаны с важнейшими психическими функциями: зрением, слухом, речью, мышлением, двигательной координацией, соединяют их и тем самым способствуют всестороннему развитию ребенка. Поэтому русская народная глиняная игрушка выступает в роли важного информационного и коммуникативного канала.

Каждое занятие — это игра, сказка, импровизация, путешествие, где присутствует атмосфера радости, психологический комфорт. Очень важно вдохновить, заинтересовать ребенка, вызвать желание творить, ведь в дошкольном возрасте у детей прямая потребность образно выразить свои впечатления от этого мира. Русская глиняная игрушка в этом первый помощник.

Литература:

  1. Зырянова, С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями/С. И. Зырянова//Дефектология, 2015.
  2. Коваленко А. А. Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам народной культуры: метод. пособие//Томск, 2014.
  3. Коротких О.В. Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка//Наука и школа, 2013.
  4. Князева О. А., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к русской народной культуре». -Изд. «Детство-Пресс» — М., 2004.
  5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. — М:Скрипторий, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год