Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)
Фольклор
Автор: Новикова Татьяна Николаевна Голубева Светлана Валентиновна Сабынина Екатерина Григорьевна Петренко Татьяна Александровна   
26.06.2022 10:00

Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)Проект «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества…)

Руководители проекта:

  • Воспитатель высшей квалификационной категории Новикова Татьяна Николаевна
  • Воспитатель высшей квалификационной категории Голубева Светлана Валентиновна.
  • Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Сабынина Екатерина Григорьевна.
  • Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Петренко Татьяна Александровна.

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 структурное подразделение-2

Участники проекта: Воспитанники средней группы 4-5 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители. Вид проекта: долгосрочный Направленность проекта: Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Система знаний поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Скачать конспект

По форме организации – групповой. По времени реализации — сентябрь 2021-май 2022год Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры, быта, традициям. Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ. Основные задачи: -Знакомить с русскими народными праздниками, играми, игрушками и обычаями;

  • Формировать интерес к русской народной игрушке
  • Приобщать к многообразию и особенностям декоративно -прикладного искусства
  • Развивать связную речь детей и умение презентовать продукт своей деятельности
  • Развивать физические качества (ловкость, быстроту движений, равновесие и др.) средствами народных подвижных игр
  • Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
  • Развивать творческие способности детей
  • Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа
  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к культурному национальному наследию.

Основное содержание проекта Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (музыка, песня, танец, народные игры, народно-прикладное искусство, драматизация народных сказок). Новизна проекта Новизна проекта заключается в том, что она имеет инновационный характер, предусматривает поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством с использованием ИКТ- технологий. Применение в данном направлении новых инновационных технологий, а также использование современных, уже отработанных является наиболее эффективным и действующим методом для становления творческой личности ребенка.

Принципы реализации проекта Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях. Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

  • Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты
  • Подбор материалов для реализации проекта
  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме
  • Изготовление наглядных пособий
  • Сотрудничество с родителями (беседы с родителями о необходимости участии в проекте, оформление папки – передвижки по теме проекта)
  • Пополнение фонотеки аудио энциклопедией «народные инструменты», русскими народными мелодиями и песнями
  • Пополнение мини-музея декоративно-прикладного искусства
  • Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками
  • Составление перспективного плана совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре
  • Выбор формы работы с родителями
  • Выбор основных мероприятий.

2этап. Основной (практический):

  • Внедрение проекта в образовательную деятельность
  • Накопление знаний и их систематизация по теме проекта
  • Обогащение и активизация словаря по теме «Традиции русского народа»
  • Беседы
  • Чтение познавательной и художественной литературы
  • Слушание русских народных мелодий и просмотр картин русских художников (беседа)
  • Слушание русских народных песен
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Просмотр видеосюжетов, презентаций
  • Создание картотек дидактических игр, игр-драматизаций, пальчиковых игр, подвижных игр по русским народным сказкам
  • Создание картотеки народного фольклора
  • Создание картотеки народных подвижных игр
  • Создание мультфильма по мотивам народного фольклора
  • Создание кейс-бука «Традиции русского народа»
  • Выставка семейных творческих работ «Дары осени»
  • Создание папки-передвижки «Устное народное творчество»
  • День добрых дел: «Организация птичьей столовой» (Синичкин день)
  • Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная Русь»
  • Праздничное поздравление «Светлый праздник Рождество»
  • Музыкально-спортивное развлечение «По дорогам былых времён»
  • Развлечение для дошкольников «Капустник»
  • ООД интегрированное занятие «Каша-матушка наша»
  • ООД интегрированное занятие «Ярмарка мастеров»
  • Создание мини-музея «По тропинкам народного творчества»
  • Создание книги «Хранители традиций»
  • Создание видео «Русская каша»
  • Создание книги «Хранители традиций»
  • Видео-презентация по теме «Хранители традиций»
  • Создание интерактивной игры «В гостях у Матрешечек»
  • Организация выставки детского творчества
  • Оформление читательского уголка «По дорогам сказок»
  • Драматизации русских народных сказок. Приобщение детей к русскому фольклору
  • Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору
  • Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору
  • Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

3этап. Заключительный (результативность):

В ходе реализации проекта «Хранители традиций. (По дорогам народного творчества...)» были получены следующие конечные результаты:

Дети:

  • Узнали народные игры, сказки, танцы, песни, заклички, колыбельные
  • Пополнили словарный запас (традиция, обряд, берегиня и т.д.)
  • Приобрели представления об общечеловеческих ценностях
  • Повысился уровень нравственно — патриотических чувств воспитанников
  • Расширены представления об окружающем мире
  • Получили представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках русского народа
  • Расширили знания о декоративно-прикладном творчестве
  • Познакомились исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы
  • Познакомились с народными музыкальными инструментами.

Родители:

  • Приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках
  • Приобрели новые знания о русском народном творчестве (игры, фольклор, декоративно-прикладное творчество)
  • Укрепили межсемейные и внутрисемейные связи
  • У них появилось чувство гордости за свою семью
  • Научились хранить и чтить свои семейные традиции
  • Разучили народные песни, потешки, заклички.

Педагоги:

  • Расширили знания о народных праздниках, их происхождении
  • Пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками
  • Разработали планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей
  • Пополнили словарный запас детей
  • Лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству
  • Создали копилку народных и семейных праздников.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении Проект будет актуален и после его завершения, он будет дополнен и пролонгирован, будут включены новые приемы работы, но основная направленность проекта останется для формирования нравственно-патриотического воспитания детей, формирования семейных ценностей, доброжелательных взаимоотношений между семьей и детским садом.

Заключение

Главным критерием эффективности проекта «Хранители традиций» (По тропинкам народного творчества...) стала активность детей, родителей, педагогов во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Участники проекта прониклись, «загорелись» этой идеей, у них появилось желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые. Праздник, как кульминация проекта «Ярмарка мастеров», удался на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызвали искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  2. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
  3. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
  5. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
  6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с.: ил.
  7. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»
  8. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. – № 1.
  9. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  10. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
  12. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год