Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Народное декоративно — прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника
Фольклор
Автор: Скопец Анна Александровна   
21.11.2021 06:28

Народное декоративно — прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольникаНародное декоративно — прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника

воспитатель Скопец Анна Александровна Московская обл., Красногорский р-он, д. Сабурово

Народное искусство – обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Собирая в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет большое значение для развития личности ребенка.

Народное искусство широко используется в художественном воспитании детей, развитии творчества ребенка. Известно, что художественно – творческие способности, умения и навыки необходимо развивать как можно раньше, так как они способствуют развитию у ребенка воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти. При этом необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но индивидуальные особенности каждого ребенка. А это значит, что развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Ведь только в изобразительной деятельности ребенок может проявить свою индивидуальность, непохожесть.

Обучение и ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством построено на концепции эстетического воспитания дошкольников (Т. С. Комаровой).

 

Основной целью ознакомления и обучения детей дошкольного возраста народному искусству является – развитие у детей художественно -творческих способностей, эстетической культуры и приобщения детей к истокам русского народного творчества. Задачи, заключены в следующем:

  1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративным искусством, эстетический вкус, творчество и фантазию, любознательность и воображение;
  2. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за умение и мастерство русского народа, самобытность, многообразие и неповторимость народного творчества;
  3. Совершенствовать технические умения и навыки рисования, рисовать декоративные элементы разных видов народных росписей;
  4. Знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента, придумывать узоры для различных бумажных силуэтов, украшать вылепленные изделия росписью.

Дошкольное детство можно сравнить с весенней пашней, что посеешь в благодатный внутренний мир ребенка – то и взрастет. Упустить это время никак нельзя! Но чтобы заинтересовать ребенка, любым видом деятельности, нужно, прежде всего, самой быть заинтересованной, увлеченной данной темой. Обучение дошкольников декоративному рисованию разделила на три этапа:

  • ознакомление с историей народного промысла, основными элементами узора;
  • знакомство с особенностями построения декоративного узора на различных бумажных силуэтах и вылепленных из соленого теста изделиях;
  • творческое использование полученных знаний, умений и навыков, создание декоративной композиции.

Знания, полученные детьми в процессе знакомства с народным творчеством, не только развили их художественно – творческие способности, но и привили чувство гордости за свой народ- умелец, эстетический вкус, культуру.

Тема народного искусства наиболее актуальна именно сегодня, когда потеряна связь между прошлым и настоящим, наши дети начинают забывать – что они потомки великого русского мастерового народа.

Организованная и проведенная работа по данной теме дала возможность увидеть и прочувствовать все плюсы и минусы моей работы.

В течение 3 лет я изучала, собирала разный материал по этой теме, разрабатывала занятия, используя практические предложения и наработки других педагогов, так же увлеченных этой темой. Конечно не все получилось так как задумывалось сначала, но я добилась главной, поставленной перед собой цели детям было интересно знакомиться с народным искусством, они получали удовольствие от рисования. Они научились самостоятельно составлять узоры, освоили разные приемы и технику рисования кистью и другими предметами. И самое главное у детей развился эстетический вкус и культура. Для проведения диагностики по данной теме я использовала диагностическую карту.

Высокий уровень – ребенок знает историю возникновения росписи, узнает основные элементы, имеет навыки рисования элементов, составляет узор на круге, полосе, квадрате, умеет самостоятельно расписывать предложенную ему плоскостную или объемную фигуру.

Средний уровень – ребенок имеет представления о видах росписи, узнает элементы росписей, составляет узор на полосе, круге, квадрате при помощи образца.

Низкий уровень – ребенок узнает один или два вида росписи, затрудняется в названии элементов и составлении узора.

Внедрение в свою работу данной диагностической карты, помогло мне в организации и планировании дальнейшей работы по ознакомлению детей с народным искусством, необходимым условием развития эстетической культуры личности.

Список используемой литературы

  • А. В. Орлова — Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду// г. Владимир -1995.
  • О. Л. Князева. — Приобщение детей к истокам русской народной культуры// г. Санкт – Петербург -2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (243) выйдет
22 мая 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год
Скачать Номер 11 (234) за 2022 год
Скачать Номер 10 (233) за 2022 год
Скачать Номер 9 (232) за 2022 год
Скачать Номер 8 (231) за 2022 год
Скачать Номер 7 (230) за 2022 год