Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста»
Фольклор
Автор: Атяшева Вера Дмитриевна   
04.06.2021 23:47

Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста»Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста»

Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей, нами, взрослыми, а значит и детьми. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослыми при умывании, убаюкивании, в играх, первых физических упражнениях и т.д.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Результаты проведенного нами анкетирования в детском саду показало, что родители воспитанников мало и редко используют в современной жизни в воспитании и развитии ребенка малые формы фольклора. И мы посчитали, что использованием малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна. Мы, педагоги, имеем огромную возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого народа с великой историей и культурой, начиная с раннего возраста.

 

Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей, которые с удовольствие используют в своей практике, педагоги так, например, двигательная активность/ занятие по физическому развитию, педагог приглашает детей словами песенки:

Зашагали ножки, топ-топ-топ, Прямо по дорожке, топ-топ-топ,

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ.
Вот как мы умеем, топ-топ-топ,
Топают сапожки, топ-топ-топ,
Это наши ножки, топ-топ-топ!

С помощью таких потешек малыши настраиваются на предстоящую деятельность. Прежде всего, занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют ит. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства — вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

  • Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть -активное соучастие и сотворчество и педагога, и ребенка, также эмоциональное взаимодействие. Например, предложить ребенку попоить цыплят из ведерочек; показать, как цыплята ходят и клюют зернышки.
  • Принцип познавательной выразительности — один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью, которой педагог поддерживает внимание детей. Ведь малыши отличаются непроизводительностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приемами в течение занятия. В этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживаю ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений (зрительных, слуховых стимулов).
  • Принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Показ основной метод принципа наглядности. Он может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Дети раннего возраста отличаются конкретностью восприятия, малыши должны видеть последовательную цепь событий описываемых в тексте. Инсценирование сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.
  • Принципы действенного соучастия, он рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать петушка, напоить цыплят и др. Он помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь. Очень важен динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с показом игрушки, ее перемещением и т.п. Например, говоря о петушке — «масляна головушка», приводят в движение именно эту часть игрушки, при чтении строки «Что ты рано встаешь, голосисто поешь?», приводят в движение (петушок как бы встрепенулся). Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки.
  • Принцип поэтапности позволяет осуществить обратную связь с детьми. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и каждой части столько, сколько это необходимо для освоения смыслового содержания текста.

Занятия на фольклорном материале очень интересны детям, малыши активно, эмоционально включаются в работу. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому подбирали потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызвали у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Малые формы фольклора также используются и при формировании навыков самообслуживания, показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой, составлении комплексов утренней гимнастики. Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей, поэтому ежедневно используется с детьми пальчиковая гимнастика и игры.

Раннее детство — короткий, но важный период становления личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — овладевать средством общения — речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира, природы, осваивает основную форму речевого общения — диагностическую. Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребенка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического восприятия встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями малых форм фольклора. Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства подтвердила важные положения:

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором — действенный метод гуманизации восприятия с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Использование фольклора в различных видах деятельности способствует более быстрой и безболезненной адаптации малышей и привыканию их к режимным моментам детского сада, помогает привлечь внимание детей к желаемому объекту или действию на занятии и в игре.

В заключение можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с фольклором, дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка раннего возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год