Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер — класс «Треугольники в хантыйском орнаменте»
Фольклор
Автор: Борисова Ольга Владимировна   
04.12.2020 22:14

Мастер — класс «Треугольники в хантыйском орнаменте»Мастер — класс «Треугольники в хантыйском орнаменте»

Старший воспитатель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» Борисова Ольга Владимировна

Цель: учить вырезать геометрический орнамент.

Задачи:

  • закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры, цвета;
  • обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу;
  • совершенствование резания бумаги ножницами по линиям разметки, смазывание по-верхности бумаги клеем;
  • формирование умения составлять план выполнения работы и оценивать своё изделие по вопросам педагога;
  • коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: ножницы, клей, кисточка, салфетка, цветная бархатная бумага, картон.

 

Скачать конспект

Словарь: геометрический узор, шаблон, ромб. берестяная крышка, туесок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

«Цветок необыкновенный».

Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Доброе утро нашим гостям,

Доброе утро всем нам!

Воспитатель предлагает создать «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, другу, а ко всем окружающим ребятам и взрослым. Давайте произнесём эти слова и запомним.

Какими счастливыми станут люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце!

Отгадайте загадки

  • Я похож на крышу дома

На колпак похож я тоже… (треугольник)

3. Воздушный шар зацепился за столб,

А форма его похожа на… (ромб)

- Эти геометрические фигуры

Нам предстоит отправится в страну, где живут эти фигуры. Приглашаю посетить выставку декоративно-прикладных изделий и предметов в нашем музее. (игольница, берестяная крышка, туесок и.т. д.)

Изделия украшены орнаментом.

- из каких элементов состоит хантыйский орнамент?

- какие цвета используют мастерицы

- назовите особенности хантыйских орнаментов

Тема: Сегодня мы с вами будем рукодельницами. будем учиться вырезать орнамент, как хантыйские мастерицы.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Орнамент — предназначается для украшения различных предметов. видов изобразительной деятельности человека, определенными знаками. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы.

По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей. У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специ-альная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки храни лись в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы вы-полнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Так-же узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Проверка готовности.

  • Итак

- Проверим, готовы ли вы приступить к работе в мастерской рукоделия. Я называю, а вы проверяете глазками.

- Инструменты лежат с правой стороны: клей -карадаш, ножницы, а необходимые для заня-тия нам материалы с левой стороны: цветная бархатная бумага, шаблоны, салфетка.

Повторение правил.

- К занятию в мастерской вы готовы, а теперь повторим правила безопасной работы.

Приложение 1.

- Сегодня мы освоим приемы моделирования орнамента из геометрических фигур.

Орнамент — Строгий порядок в его основе лежит строгое геометрическое чередование

2. Планирование работы.

Для того чтобы составить такой узор мы должны сделать заготовки деталей, т.е. геометриче-ские фигуры

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Каждый знак что-нибудь означает.

Зубчики – народы ханты сравнили их с щучьими зубами и так и назвали «щучьи зубы»

Используют ханты пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;

  • Красный – цвет жизни.
  • Жёлтый – знак огня.
  • Зелёный – тайга.

Синий – цвет рек, воды, неба

Орнамент «щучьи зубы».

Анализ образца последовательности вырезания элементов.

Линия сгиба

  • сложить полоску длиной 20 см пополам,
  • хорошо прогладить линии сгиба,
  • сложить еще раз пополам и прогладить линию сгиба,
  • Сложить еще раз пополам, прогладить линии сгиба,

получилась фигура квадрат (похож на книжечку),

  • Держим левой рукой за линию сгиба квадрата,
  • Ставим ножницы на 0,7 мм выше угла нижнего правого края,

и по диагонали простригаем квадрат с уголка на уголок,

не прорезая до самого угла

  • Разворачиваем и у нас получилось 4 симпатичных

одинаковых треугольника.

  • Из полученных одинаковых треугольников выкладываем орнамент на изделии (шаб-лоны у детей на столе)

Еще один узор РОМБ – отдельно взятый ромб коренные жители называют – сердца углубление. Ромбовидные изделия, изделия с орнаментом «ромб» вешали у ребенка на люльке. Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «поленница дров», «ель». По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».

Чтоб получился ромб быстро и красиво. Нам необходимо выполнить похожие действия с полоской бумаги.

  • сложить полоску длиной 20 см пополам, хорошо прогладить линии сгиба,
  • сложить еще раз пополам и прогладить линию сгиба,
  • Сложить еще раз пополам, прогладить линии сгиба, получилась фигура квадрат (по-хож на книжечку)
  • Развернуть квадрат
  • Сложить пополам по горизонтали и прогладить
  • Берем ножницы и простригаем как показано на рисунке зеленым цветом

линия сгиба

Наши ромбы помогут сложить узор

А если мы соединим треугольник и ромб получится совершенно другой орнамент

3. Самостоятельное выполнение работы дошкольниками

Заполнение шаблонов геометрическими формами

4. Оценка изделия.

5. Выставка работ.

6. Рефлексия

– Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши из-делия не похожи друг на друга.

- Что мы с вами сегодня научились составлять?

- Что можно украшать этим орнаментом?

- Теперь у вас есть работа, которая может радовать не только вас, но и ваших друзей и род-ных.

Приложение 1.

Инструкция по охране труда для воспитанников при работе с ножницами в ДОУ

  1. Работать с ножницами необходимо в определенном, хорошо освещенном месте.
  2. Перед работой с ножницами наденьте фартук.
  3. Пользуйтесь ножницами только под контролем воспитателя группы детского сада.
  4. Не берите ножницы без разрешения воспитателя ДОУ.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  2. При работе внимательно следите за направлением резания.
  3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  4. Не держите ножницы лезвием вверх.
  5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  6. Не режьте ножницами на ходу.
  7. Не подходите к товарищу во время работы.
  8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

  1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
  2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
  4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
  6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год