Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»
Фольклор
Автор: Менщикова Марина Александровна   
06.11.2020 20:19

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Царевна – лягушка».

Задачи:

  • продолжать расширять, актуализировать и систематизировать знания детей о русской народной сказке как жанре художественной литературы, ее особенностях и разновидностях;
  • способствовать формированию умения понимать характер героев сказки, давать оценку их поступков, усваивать последовательность развития сюжета;
  • формировать выразительность речи, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;
  • развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
  • воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Предварительная работа:

 

Чтение бытовых сказок, о животных, волшебных, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с пословицами, поговорками.

Материал: книги для выставки, иллюстрации к сказке «Царевна – лягушка».

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Настрой на работу.

Все на стульчиках сидят,

Дружно на меня глядят.

Руки вверх, руки вниз

И друг другу улыбнись!

II. Основная часть

– Ребята, посмотрите на выставку книг.

– Что вы можете сказать об этой выставке, о ее особенностях?

– Правильно на выставке представлены сказки.

– Что такое сказка?

– Чем сказка отличается от других жанров художественной литературы?

– Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.

– Ребята, найдите лишнюю книгу.

– Почему вы решили, что сказка Александра Сергеевича Пушкина лишняя?

– Вы знаете, что сказки бывают разные – авторские и народные. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» авторская, ее написал Александр Сергеевич Пушкин, остальные сказки на нашей выставке народные.

– Какие сказки называют народными?

– Народными сказки называются потому что их придумал народ.

– Какого народа сказки представлены на нашей выставке?

– На выставке размещены русские народные сказки, их сочинил русский народ.

– Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Вы знаете, что существует три вида русских народных сказок, назовите, какие это сказки?

– Правильно, все народные сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.

– Какие сказки называются сказками о животных?

– Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

– Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

– О чем рассказывается в бытовых сказках?

– Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них также рассказывается о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

– Какие сказки относятся к волшебным?

– Самые древние сказки – это волшебные сказки. В волшебных сказках происходит превращение, волшебство, герои сказок сражаются с нечистыми силами.

– С какими нечистыми силами может сражаться герой?

– Чаще всего герои волшебных сказок сражаются с Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем. Порой они сражаются не в одиночку, а с чудесные помощниками, чаще всего животными, а волшебные предметы помогают им в этом.

Пальчиковая игра «Будем сказки называть»

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем сказки называть!

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк, Лиса.

Не забудем Сивку – Бурку –

Нашу вещую каурку.

Репку смело называем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

– Посмотрите еще раз на выставку книг и скажите, с какой сказкой мы с вами еще не знакомились? Покажите эту книгу.

– В этой книге живет русская народная сказка «Царевна – лягушка».

– Сейчас я расскажу вам эту сказку. Эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много – много лет назад, и рассказывали ее такими словами, какие живут только в русских сказках.

– Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.

За горами, за долами,

Во густом лесу,

Стоит избушка –

Во все стороны вертушка.

Мы там не бывали,

Мы этого не знали…

Это присказка! А сказка? –

Сказка будет впереди!

Рассказывание сказки. Работа над языком и содержанием сказки.

– Ребята, вам понравилась сказка?

– Назовите героев сказки?

– Расскажите, как получилось, что Иван – царевич женился на лягушке.

– Вспомните, какие задания Царь давал своим невесткам.

– Кто лучше других справлялся с этими заданиями?

– Почему Иван – царевич расстался с Василисой Премудрой?

– Каким был Иван – царевич? Какие слова можно подобрать?

– Куда пришлось отправиться Ивану – царевичу?

– Какие звери и как помогли ему справиться с Кощеем?

– Какой эпизод в сказке вам понравился и запомнился больше всего?

Физкультурная минутка «Бабушка Яга»

В темном лесу есть избушка, (Дети шагают)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка, (Грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (Показывают пальчиком)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)

– В русских сказках много интересных слов и выражений. Помните, лягушка говорила Ивану – царевичу: «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». – Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Почему так говорят?

«Пошел Иван – царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение?

– Вспомните слова из сказки: «Из сундука выскочил заяц – и на утек, во всю прыть». Что означает выражение «пустился наутек»? Как сказать по-другому?

– Баба Яга спросила у Ивана – царевича: «Дело пытаешь или от дела лытаешь?» Что это значит? Как сказать по-другому?

– Вот такими словами, выражениями давным – давно на Руси говорили.

Проблемная ситуация

– Давайте представим, что было, если бы главный герой этой сказки повел себя по-другому.

– Если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…».

– Подумайте и скажите, что могло бы случиться?

Ребята, посмотрите на иллюстрации к сказке «Царевна – лягушка», распределите их по порядку. Расскажите кратко, что на них изображено.

III. Заключительная часть

Итог

– Вот такую интересную сказку вы сегодня услышали.

– Как сказка называется?

– Сказка «Царевна – лягушка» это какой вид сказки?

В мире много сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Много сказок впереди.

К сказкам в гости постучимся,

Сказка, в гости ты нас жди.

Рефлексия

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что для вас было трудным?

– Что вам больше понравилось?

– Сказка двери закрывай и в игру нас отпускай.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год