Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
Фольклор
Автор: Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна   
04.11.2020 23:31

Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» им. И.А. Кулькова с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»

  • Воспитатель: Хохрина Т.В.
  • Учитель – логопед:

Фещенко С.В. 2020 год

Цель: формирование ценностного отношения к семейным традициям через изготовление народных игрушек и ознакомление с русскими народными играми.

Задачи:

  • обучать технике изготовления «куклы берегини» из ткани и ниток
  • закрепить знания родителей об организации и проведении русских народных игр в семье
  • повысить компетентность родителей в становлении добрых и теплых взаимоотношений в семье.

Актуальность.

 

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества, лучше всего закладывать с детства.

Предварительная работа:

  • беседы с родителями о важности формирования у детей патриотических чувств; — анкетирование родителей «Что я знаю о селе Дубовый Умет?»; — консультация «Создание условий для возникновения любви к своей малой родине»; — оформление альбомов «Знаменитые земляки», «Летопись нашего села»

«Стихи, пословицы и поговорки о родном крае» (Приложение 1);

  • выставка книг «Кукольный сундучок» (Приложение 2)
  • составление и изготовление генеалогического древа семьи (Приложение 3)
  • привлечение родителей к пополнению мини-музея предметами русского быта
  • оформление уголка «Русская изба» (Приложение 4).

Материал и оборудование:

  • ноутбук
  • презентация «Кукла своими руками»
  • лоскутики ткани разного цвета и размера
  • вата
  • нитки шерстяные
  • подносы по количеству родителей
  • косынка для завязывания глаз
  • цветной шнур с колечком
  • памятка для родителей «Играйте с ребенком дома в подвижные игры» (Приложение 5)
  • свеча «Семейный очаг».

Ход мероприятия.

В зале оформлен уголок «Русская изба», выставка тряпичных кукол. Воспитатель в русском народном костюме встречает родителей.

Воспитатель. Проходите гости дорогие. Гость на гость – хозяину радость. Не красна изба углами, а красна пирогами. Спасибо, что пришли на посиделки.

В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, мастерством блеснуть. Народ творил из простого материала: дерева, глины, льна. Но ценность изделий умельцев не в дороговизне материала, а в фантазии, теплоте души и рук, которые творили настоящие произведения искусства. Русская земля славилась талантами! Да и сейчас Россия не обеднела мастерами и умельцами.

(Пригласить родителей за стол)

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, с семьи, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием, изготовлением и наделением определенных качеств у каждой.

Куклы издавна играли важную роль в жизни людей. Они использовались не только в качестве детских игрушек, но и создавались специально для совершения обрядов и ритуалов, а также служили оберегами. (Рассказ сопровождается демонстрацией выставки) В славянской культуре были широко распространены народные тряпичные куклы берегини. Считалось, что кукла берегиня, сделанная своими руками, является хранительницей семейного очага и семейного благополучия. В зависимости от предназначения менялся и внешний облик оберега. Так, берегиня с мешочком должна была принести в дом достаток и стабильность, а кукла с ребенком служила ведуньей и направляла матерей по правильному пути воспитания чад, а самим детям покровительствовала в получении новых знаний и умений.

Существуют и некоторые нюансы изготовления кукол берегинь. Так, например, в давние времена считалось, что лучше делать их из старой одежды, ткани, уже отслужившей по своему прямому назначению. Может быть, в этом скрывался некий сакральный смысл, а возможно, это имело чисто практическое значение – процедура изготовления ткани была чрезвычайно сложной и дорогостоящей.

Все эти традиции соблюдаются и по сей день. Предлагаем вашему вниманию пошаговое руководство, как сделать куклу берегиню дома. Она станет хранительницей вашего очага, а также может послужить хорошим подарком.

Показ презентации «Кукла своими руками».

Изготовление кукол берегинь, фоном звучит русская народная музыка.

Воспитатель и родители рассматривают изготовленные куклы.

Воспитатель. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры мы положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Я вам предлагаю разделиться на 2 команды, познакомиться с народными играми, а затем провести ее со всеми участниками. Каждой команде предлагаю выбрать по одной игре, познакомиться и провести.

1 игра «Колечко с лентой». Для игры необходимы колечко и лента. На ленту (шнур) надевают кольцо. Дети встают в круг, берутся за шнур, в центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети говорят слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!»

Пока звучит стишок, дети быстро передвигают кольцо по кругу. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск хранителя кольца. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо, будет водить следующий кон.

2 игра «Слепой козел». Жмурке завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в нее, а играющие спрашивают: «Кто там?» «Слепой козел» — отвечает жмурка. Играющие все вместе говорят:

Козел слепой,

Не ходи к нам ногой

Иди в кут,

Где холсты ткут,

Там тебе холстик дадут!»

Недовольный козел снова стучится в дверь.

«Кто там?»«Анапас!» — отвечает козел. «Анапас, ищи нас!» — с этими слова дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увертываются, а пойманный игрок становится жмуркой.

(Подводим итог игр)

Воспитатель. В старину в играх часто использовали выражение «чур меня». Ольга Александровна разъяснит значение этого выражения.

Ольга Александровна (родитель). Чур — от древнеславянскоо щур (прощур — предок), обращение языческих славян к духам своих предков во время испуга, опасности, удивления и т. п. Православные, когда кажется — крестяться, а язычники, также говорили — щур (чур) меня. Чур меня — чурайся меня, отойди от меня, я не твой, я под защитой.

Воспитатель. Дорогие родители, вам будет домашнее задание: подобрать и выучить с детьми игры в которых используется выражение «Чур меня», а в помощь вам предлагаю Памятки «Играйте дома с ребенком в подвижные игры».

В конце нашей встречи я предлагаю зажечь свечу, как символ семейного очага, передать ее из рук в руки, произнести пословицы и поговорки, добрые пожелания семьям, которые обязательно исполнятся!

Список используемых источников

  1. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями / авт. -сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2010. — 143с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79с.
  3. http: //ped-kopilka. ru/blogs/popova-galina/kukla-bereginja. html
  4. http: //otvet. mail. ru/question/15284441
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год