|  Проект «Познаём родную культуру»
 Участники: 
дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет);воспитатели;родители:социальные партнёры (сотрудники историко-архитектурного и художественного музея). Сроки проведения: сентябрь 2018г – май 2019г. Итоговое событие: развлечение «Русская ярмарка» Цель проекта: создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры. «…воспитание, созданное самим народоми основанное на народных началах,
 имеет ту воспитательную силу,
 которой нет в самых лучших системах,
 основанных на абстрактных идеях
 или заимствованных у другого народа…»
 К. Д. Ушинский
 Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена культура своего народа, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.   Скачать проект Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается наем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно. 
Задачи проекта: 
| Направления развития | Задачи |  
| Воспитательные | Развивающие | Обучающие |  
| Социально-коммуникативное развитие | формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной культуре; воспитание в детях уважение к трудолюбию русского народа; воспитание чувства гордости за подвиги русского народа. | развитие общения, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к своим предкам; развивать интерес к истории и культуре своего народа. | углублять представления о своей стране, расширить представления детей об истории и культуре родной страны; |  
| Познавательное развитие | пробудить в детях чувство любви к истории родной страны, уважение к его традициям и обычаям; | развивать познавательную активность детей. | формировать представления у детей об истории и культуре России. |  
| Речевое развитие | формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово. | Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление. Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными. Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями. Развивать способность к словотворчеству. | Познакомить детей с устным народным творчеством. . |  
| Художественно-эстетическое развитие | Формировать положительно-эмоциональный настрой, интерес к продуктивной деятельности; приобщать к миру искусства. | Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к русской народной культуре; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного декоративно-прикладного искусства. | Расширить представления детей о промыслах и ремёслах; формировать у детей представления о вкладе народных мастеров в историческое наследие нашей Родины. |  
| Физическое развитие | Воспитывать характер, волю, интерес к народному творчеству. | Развивать ловкость, координацию движений в народных подвижных играх. | Формировать у детей представления о народных подвижных играх. |  Принципы реализации проекта. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, Отечеству. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Юрьев-Польского. Ожидаемый результат: Дети 
дети проявляют интерес к новому, неизвестному в истории и культуре России;дети активно участвуют в беседах о русской народной культуре;дети проявляют интерес к культурному наследию русского народа;дети испытывают уважение к традициям, интерес к особенностям культуры родной страны;дети приобрели навыки социального общения со взрослыми, проявляют внимание и уважение к предкам ;дети стали бережнее относиться к родной природе, результатам труда других людей; Педагоги 
повысили уровень образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний по проблеме гражданственно-патриотического воспитания дошкольников. Родители 
вовлечены в единое образовательное пространство,повысилась инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе (приобщение к русской народной культуре). 
| Период | Тема | Задачи по приобщению к русской народной культуре. | Содержание |  
| «Мы дошкольники» |  
| 2-11 сентября | «Наша группа» | Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками. | 
рассматривание книг в «Центре книги «(русские народные сказки)чтение русских народных произведений.Оформление книжной выставки «Мои любимые русские народные сказки»
Русские народные подвижные игры: «Ручеёк», «Бег по стволу».Русские народные хороводные игры: «Чурилки», Угадай чей голосок».Дид. игры: «Выставка старинных вещей», «Найди вещь». |  
| 14- 18 сентября | «Мы играем» | Познакомить с народной игрушкой (семёновская матрёшка, филимоновская игрушка), народными играми | 
Беседа о семёновской матрешке.
Русские народные подвижные игры: «Ручеек», «Бег по стволу».Русские народные хороводные игры: «Карусель», «Родничок»Д\и: «Обед для матрёшек» |  
| «Осень золотая в гости к нам пришла, много нам сюрпризов осень принесла» |  
| 21-30 сентября | «Уж небо осенью дышало...» | Формировать представления об осенних народных приметах. | 
Знакомство детей с приметами осени.Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».Рассматривание альбома «Осень»Разучивание стихов, пословиц и поговорок об осени.Отгадывание загадок на тему: «Осень».Выставка детских рисунков «Осень»
Русские народные подвижные игры:«Золотые ворота», «Овечки».Русские народные хороводные игры: «Бабушка Маланья», «По дорожке Валя шла».Д/и «К какому времени года относится примета», «Времена года». |  
|  |  
| 1 – 16   октября | «У нас в гостях Чеполино и его друзья» | Формировать представления о народном календаре (Куприянов-день) | 
Знакомство детей с приметами куприянова дня.«Познакомить детей с понятием «корнеплод».Рассмотреть разные виды корней.Продолжать совершенствовать навык отгадывания загадок.Русские народные подвижные игры: «Затейники», «Колпачок».Русские народные подвижные игры: «Капуста», «Дедушка Рожок».Русские народные хороводные игры: «Затейники», «Колпачок».Д\и: «Вершки и корешки», «Узнай что это?» |  
| 19-31 октября | «Откуда хлеб пришёл?» | Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, закрепить знания народных пословиц и поговорок, воспитывать бережное отношение к хлебу. | 
Экскурсия в поле;Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи.Познакомить  с  орудиями  труда  крестьянина,  хлебороба. Продолжать знакомить с пословицами о хлебе, объясняя детям непонятные выражения слов.Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка.Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.Русские народные подвижные игры: «Заря – зарница», «Дедушка Рожок».Д/и: «Откуда хлеб пришёл». |  
| «Мой род – моя крепость». |  
| 2-13 ноября | «Край родной навек любимый» | Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. | 
Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо»познакомить детей с терминами родства, старинными и современными  представлениями о семейной иерархии.дать общее представление о способах ведения семейной летописи.Оформление фотовыставки по теме.Русские народные подвижные игры: «Чепела», «В перстень»Д\и: «Строители». |  
| «Человек родился, чтобы трудиться» |  
| 16 -30 ноября | «Кем быть?» | Познакомить с произведений устного народного творчества о труде и мастерстве. Воспитывать уважение к труду колхозника. | 
Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ.Дать   понятие   о   ремеслах:   кузнеца,  хлебороба.Чтение произведений русского народного творчества.Разучивание пословиц и поговорок по теме.Русские народные подвижные игры: « Золотые ворота», «Кандалы».Русские народные хороводные игры: «Сокол», «Колпачок и палочка».Д/и: «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар». |  
| «Что из чего и для чего» |  
| 1-11 декабря | «Что из чего и для чего» | Закрепить обобщающие понятия «инструменты», «материалы». Закрепить знания о материалах (дерево, металл, стекло, керамика, ткань, кожа, резина,. Формировать умение сравнивать свойства различных материалов. Закреплять умение классифицировать инструменты по видам. Закреплять представления о том для чего нужны инструменты и как безопасно с ними обращаться. | 
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий.Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду.Просмотр презентации: «Орудия труда»Русские народные подвижные игры: «Серп и молот», «Кузнец».Русские народные хороводные игры: «Огородник и воробей».Д/и: «Поможем мастерам». |  
| «Ай да зимушка – зима! До чего ж ты хороша!» |  
| 1-18 декабря | «Что изменилось с приходом зимы?» | Расширить и обобщить представления детей о зиме как времени года. (Расширять представления детей об особенностях отображения зимы в произведениях искусства (живописи, поэзии, фольклоре, музыке). Воспитывать желание наблюдать за красотой зимней природы. | 
Знакомство детей о характерных особенностях русской зимы.Рассматривание картины Г.М. Бобровского «Зима. Первый снег».Знакомство с русской народной песней «Как на тоненький ледок».Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».Оформление выставки детских рисунков «Пришла зима».Русские народные подвижные игры: «Мороз Красный нос», «Пять снежинок».Русские народные хороводные игры: «Воевода».Д/и: « К какому времени года относится примета?», «Собери снежинку». |  
| «Новый год стучится в дверь. Открывай ему скорей!» |  
| 21-25 декабря | «В ожидании Нового года» | Знакомить детей с   основами праздничной культуры. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года на Руси. Поощрять стремление поздравить близких   с праздником, преподнести   подарки, сделанные своими руками. | 
Продолжать знакомить детей с традициями празднования праздника Новый год.Чтение стихов про новый год.Разучивание новогодних песен «Что за новый год?», «Этот праздник к нам пришёл…»Проведение новогоднего утренника.Изготовление новогодних атрибутов для украшения группы.
Русские народные подвижные игры: «Дед Мороз», «Мороз Красный   и Синий нос».Русские народные хороводные игры: «Метелица», «В льдинку».Д/и: «Декоративные пазлы». |  
| 28 декабря – 8 января   КАНИКУЛЫ |  
| «Пришла зима, радость детям принесла» |  
| 11-15 января | «Пришла коляда –отворяй ворота» | Дать представления детям о том, что меняется с приходом зимы на Руси. Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Святки), объяснить их происхождение и назначение. Продолжать формировать представления об устном народном творчестве. Воспитывать интерес к истории России, гордость, чувство причастности к великому русскому народу. | 
Знакомство детей с праздником «Рождество» и традициями его празднования.Дать понятие о «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится  праздник.Формирование у детей чувство патриотизма.Развитие познавательной деятельности.Воспитание   интереса к русской  культуре.Просмотр презентации «Празднование Рождества на Руси»
Русские народные подвижные игры: «Бабушка Маланья», «Медведь»Русские народные хороводные игры: «Воевода», «Метелица».Д\и: «Нарисуй узор», «Оденем куклу в русский наряд». |  
| «Мой дом» |  
| 18-31 января | «Живая старина, утварь» | Закрепить представления детей о назначении дома, расширить представления о процессе строительства дома, о разнообразии домов, их отличиях. Формировать у детей представления об истории   жилища человека. Познакомить с устройством русской избы. . Воспитывать в детях умение видеть красоту своего родного дома. | 
Знакомство детей с жилищем русского народа.Рассматривание альбома "Русские традиции.   Убранство русской избы». 
Формировать представление о том, как строили жилище.Обогащать речь детей  поговорками, пословицами на русском языке.Знакомство   детей  с  предметами  быта  кухонной  утвари, русской кухней.Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка.Развивать познавательную деятельность.Русские народные подвижные игры: «Горелки», «Кошки-мышки».Русские народные хороводные игры: «Воевода».Д/и: «Выставка старинных вещей», «Укрась избу». |  
|  |  |  |  |  
| 1-14 февраля | «Что одеть?» | Знакомить детей с русским национальным костюмом. | 
Продолжить знакомить детей с национальной одеждой.Сравнивание русской одежды в старину.Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки.Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»Д\и: «Как одевались наши предки», «Одень куклу в национальный костюм. |  
|  |  |  | 
Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды.показать образцы и технологию изготовления  деревянных ложек |  
| «День защитника Отечества» |  
| 16-26 февраля | «Защитники земли русской» | Познакомить с преемственностью поколений защитников Родины : от былинных богатырей до нынешних солдат. Расширять гендерные представления. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. | 
Знакомство с традициями праздника «День защитника Отечества»Чтение стих-я «Дуют ветры в феврале»Разучивание песен ко дню защитника Отечества.Изготовление подарков, сделанных своими руками папе, дедушке.Русские народные подвижные игры: «Воевода», «Чепела».Русские народные хороводные игры: «Родничок», «Каблучок».Д/и: «Что сначала – что потом». |  
|  |  
|  |  |  |  |  
| «Собирайся, народ – мамин праздник у ворот» |  
| 1 – 12 марта 8 Марта – Международный женский день. | «Поздравляем бабушек, мам, сестрёнок и наших девчонок» | Познакомить детей с историей возникновения праздника. Расширять гендерные   представления, воспитывать у   мальчиков представления о   том, что мужчины должны   внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к   изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать   бережное и чуткое   отношение к самым близким   людям, формировать потребность радовать близких добрыми делами. | 
Продолжать знакомство детей с укладом жизни русской крестьянской семьи.Формировать представление детей о роли матери в семье.Объяснить детям смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.)Составление рассказа «Моя мама»Изготовление открытки для мамы. |  
| «У каждой пташки свои замашки» |  
| 15 -19 марта | «О тех, кто умеет летать» | Познакомить детей с народным праздником Сорок сороков, продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, совершенствовать умение детей делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе; продолжать развивать умение детей выразительно и четко рассказывать стихотворения, активировать речь детей; развивать у детей наблюдательность; продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности; развивать умениевзаимодействовать в группе сверстников | 
Фольклорный праздник «Прилёт птиц (сорок сороков)»Ознакомление с муз. произведением «Песня жаворонка», «Песня птиц».Лепка из соленого теста жаворонков.Чтение стих-я П.Воронько «Журавли».Выставка творческих работ родителей и детей «Разные птицы из разного материала»Русские народные подвижные игры: «Совушка – сова». «Дедушка Рожок»Русские народные хороводные игры: «Родничок».Д\и «Угадай что за птица |  
| ««Весна к нам приближается быстрыми шагами , и сугробы тают под ее ногами» |  
| 22 - 31 марта | «К нам весна шагает быстрыми шагами. Праздник Масленицы». | Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к русским традициям. Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Воспитывать интерес к русской культуре, толерантность | 
Знакомство детей с праздником весны -Масленицой.Просмотр презентации «Традиции празднования масленицы на Руси».Чтение стихов, пословиц, поговорок о масленице.Участие детей в народном гулянии «Масленица пришла - весну принесла!»Русские народные подвижные игры: «А мы Масленицу дожидали», «Малечина – Калечина».Русские народные хороводные игры: «Бабушка Маланья», «Медведь».Д/и: «К какому празднику относится предмет». |  
|  |  
| 1 – 8 апреля | «К нам весна шагает быстрыми шагами. Праздник Пасхи». | Продолжать знакомить детей с праздниками весны. Дать представления о весеннем православном празднике Пасхи. Приобщать детей к традиции изготовления «писанок» (роспись пасхальных яиц). Познакомить детей с традициями и обрядами, проходящими на Пасху. | 
Знакомство детей с праздником Пасхи и обычаями празднования.Рассматривание картины П.Александрова «Катание на деревянных качелях.Пасха».Изготовление корзиночек, подставок для пасхальных яиц.Изготовление праздничных поздравительных пасхальных открыток.Оформление интерьера группы к празднику.Русские народные подвижные игры: «Веточка», «Горелочки с платочком».Русские народные хороводные игры: «Как на масленой неделе…»Д\и: «Укрась пасхальное яйцо». |  
| «День мужества» |  
| 3 - 9 мая | «Майский праздник- День Победы отмечает вся страна» 9 мая – День Победы | Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Продолжать знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны в нашем городе ( памятник героям –землякам, мемориал, обелиск ). Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживания. Расширять представления детей об особенностях отображения   героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях искусства (живописи, поэзии, музыке). | 
Разучивание стихов. Посвящённых Дню победы.Экскурсии к местам памяти в городе (памятнику героям –землякам, мемориалу, обелиску); 
Возложение цветов к мемориалу героям ВОВ;Изготовление поздравительной открытки для ветеранов;Праздник, посвященный Дню Победы с приглашение ветеранов «Никто не забыт, ничто не забыто»;д\и «Создай свою открытку» |  
| «Скоро лето!» |  
| 10 – 28 мая | «Скоро лето. Русские народные песни». | Познакомить детей с разнообразием видом русских народных песен. Дать понять как в древности люди встречали лето, как в этом им помол русский фольклор. Прививать у детей любовь к русским народным песням. | 
Прослушивание русских народных песен.Просмотр музыкальной презентации «Встречаем лето с русскими народными песнями»Разучивание русских народных песен «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу».Русские народные подвижные игры: «Веточка», «Заря – Заряница».
Русские народные хороводные игры: «Родничок», «Берёзка».Д\и: «Продолжи и назови». |    Используемая литература. 
А.А. Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками» Изд.: «ТЦ СФЕРА» 2016г. 
Л.В. Садертинова «Проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира дошкольников» Изд.: «Шерлок – пресс» 2017г. 
Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» Изд.: ТЦ СФЕРА , М.2003г. 
О.Л.Князева,М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб: «Детство-Пресс»,2006г. 
С.Р.Николаева «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками» СПб: «Детство-Пресс» 2004г. 
М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду» Изд.: Мозайка-Синтез, 2006г.   |