Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фольклор
Автор: Приварина Жанна Анатольевна   
13.11.2019 19:57

Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Приварина Жанна Анатольевна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №10 «Ёлочка» г.о. Озеры, Московская области

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, скороговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

 

Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел, опубликовал в своем хрестоматийном труде В. Даль (1862). Он и попытался ввести в научный язык народную терминологию ( «прибаутки», «скороговорки» и др.).

Анализ скороговорок, собранных В. Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. Об этом говорит содержание ряда текстов.

Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С. Ожегова. Если в издании 1978 года дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести, быстро, не запинаясь», то уже в 1990 внесена важная поправка: «Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Обратите внимание — исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речевого аппарата детей.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков в произношении детей.

Вот пример народной скороговорки на автоматизацию звука [Р]; здесь этот звук в каждом слове:

На дворе трава,

На траве дрова.

Следующая скороговорка — подлинный шедевр дифференциации звуков [Р] и [Л].

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Этот текст идеален: в каждом слове присутствуют звуки [Р] и [Л].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать нарушения произношения.

Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами средства малого фольклора вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование ПРАВИЛЬНОГО звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой

Таким образом, с помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год